Александр Калягин в роли советского мафиози, Валерий Золотухин в роли правозащитника-обольстителя, Евгений Миронов в роли влюблённого в единокровную сестру (по незнанию) — это лишь часть актёров и образов то ли драмы, то ли комедии, то ли криминального детектива «Как живёте, караси?». Картину снял в 1991 году Михаил Швейцер, и
это был его последний советский фильм.
Швейцер потом успел снять ещё две ленты, но то было уже кино российское.
К моменту кончины СССР Михаил Швейцер был уже авторитетным мастером. Наверное, самый известная его работа — «Золотой телёнок» (1968), но в фильмографии Швейцера есть и другие фильмы, любимые зрителями, включая «Воскресение» (1961), «Время, вперёд!» (1965), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975).
Большую часть лент он создал вместе с супругой и коллегой Софьей Милькиной. И новую работу начал по традиции делать совместно.
Идея картины появилась у Швейцера давно, но лишь к концу восьмидесятых он дозрел. Сценарий режиссёр писал сам, взяв в соратники жену и сценариста Евгения Козловского. А название истории подарила песня Александра Галича, в которой рефреном повторяется фраза про карасей. Кстати,
кадры любительского домашнего концерта, на которых Галич исполняет именно эту песню, то и дело вклиниваются в фильм.
Центральным героем сценаристы сделали отставного сотрудника КГБ, который хоть и выше на пенсию, но по-прежнему остаётся в деле. Он время от времени пересматривает сохранившийся архив,
находит информацию о стукачах, когда-то донёсших на коллег, друзей, знакомых, и от себя лично посылает им повестки.
Правда, сами эти экс-стукачи стараются о прошлом не вспоминать, поскольку теперь они большей частью персонажи видные, наделённые властью, уважаемые окружающими, так что тёмные пятна в биографии им ни к чему.
На главную роль Швейцер пригласил Николая Пастухова, актёра очень опытного и, как того требовал сюжет, возрастного: Николаю было уже под 70.
Другие роли получили советские знаменитости: Леонид Куравлёв, Евгений Евстигнеев (для него эта работа оказалась одной из последних), Борис Клюев, Георгий Мартиросян. Главаря мафиозной группировки неожиданно сыграл Александр Калягин.
В таком образе он предстал едва ли не впервые, прежде Калягину не доводилось играть столь опасных персонажей.
В небольших ролях мелькнули тележурналист Дмитрий Крылов (в роли тележурналиста) и Евгений Козловский, сценарист фильма. А образе Александра Галича можно увидеть композитора Алексея Заливалова, который написал и музыку к картине.
Пару слов надо сказать о молодых актёрах, которые сыграли тех самых единокровных брата и сестру, которые, не зная о своём родстве, закрутили роман. Эти роли отдали Анне Назарьевой, которая с кино была знакома с детства, и Евгению Миронову, только что блеснувшему в «Любви» (1991) Петра Тодоровского. От себя лично добавлю, что
сегодня никак не могу воспринимать ни Анну, ни Евгения в образах возрастных для меня они всё ещё молодые актёры и как-то не верится, что обоим уже за 50.
Снимать «Как живёте, караси?» Швейцер отправился на Николину Гору, посёлок в Подмосковье, где издавна селились люди обеспеченные и всё и поныне застроено «мажорскими» дачами.
В одной из таких дач и поселился главный герой, полковник Картошкин. Часть обстановки привезли из Москвы, а территорию рядом с домом засадили розами, чтобы с одной стороны показать жизнь стареющего госбезопасника, а с другой — подчеркнуть, что стареет он отнюдь не в нищете и бездействии.
Швейцер вообще был сторонником реализма, он стремился показывать не вымышленные миры, а прозаическую правду, пусть иной раз и неприглядную.
«Как живёте, караси?» получился длинным, двухсерийным. Но не всем пришлась по вкусу история в духе перестроечных разоблачительных тенденций. Не исключено, что
кое-кто из публичных людей начала девяностых узнал в героях фильма себя и начал ставить препоны, так что большой популярности картина не снискала,
несмотря на авторитет режиссёра и звёздный список исполнителей. Сам же Швейцер говорил, что его работа показывает, что людей надо различать лишь по одному признаку: хороший это человек или плохой, а всё остальное не имеет значения.
«Пока будут безнравственные люди, нравственного общества нам не построить»,
— считал режиссёр. И что-то мне подсказывает, что за 30 лет, прошедших с момента выхода ленты, в нашей стране так ничего и не поменялось.
А вам приходилось сталкиваться с сотрудниками спецслужб?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):