Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Детектив, создавший новое направление в советском кино

Детективы, в основе которых лежат реальные истории, - не такая уж редкость. Но чаще подобного рода ленты снимают о шпионах и запутанных операциях разведки, а вот сюжеты об ограблениях музеев экранизируют лишь изредка. В 1970 году режиссёр Анатолий Бобровский снял ленту, где рассказал реальную историю кражи с выставки, которая проходила в одном из самых известных советских музеев - Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Правда, само это

криминальное событие, случившееся пятью годами ранее, широко не освещалось, так что большинство граждан и понятия не имели, что тогда из зала вынесли поистине бесценное полотно.

Иронично, что буквально за несколько месяцев до кражи тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева во всеуслышание заявила, что в СССР музеи не грабят. И как это часто бывает, пафосный тезис преступники вскоре и опровергли, похитив картину «Святой Лука» фламандского живописца Франца Халса. Ну а детектив Бобровского получил говорящее название «Возвращение “Святого Луки”».

Кадр из фильма «Возвращение “Святого Луки”»
Кадр из фильма «Возвращение “Святого Луки”»

Авторы сценария Владимир Кузнецов и Борис Шустров придали реальным событиям больше интриги и драматизма. На экране кражей картины занялся опытный вор, которого нанял чёрный антиквариат. А вот реальность была более прозаичной -

на самом деле «Святого Луку» похитил работник музея, и полотно нашли у него дома спустя год.

Конечно, такой поворот был менее извилистым, да и бросал тень на работников культуры, так что для кино придумали более масштабный сюжет.

На роль рецидивиста режиссёр планировал пригласить Георгия Жжёнова. Но на киностудии «Мосфильм» разрешения не дали: Жжёнов имел амплуа героя положительного (а если и отрицательного, то добродушно-отрицательно и быстро осознающего неправоту).

Бобровскому посоветовали поискать исполнителей среди артистов молодых и пока не слишком известных зрителям,

и тут в поле зрения ассистентов режиссёра попал актёр Владислав Дворжецкий. Ещё не вышла драма «Бег» по Булгакову, где Дворжецкий сыграл роль генерала Хлудова, в одночасье сделавшую его звездой, так что Дворжецкий числился в начинающих.

Владислав обладал необычной внешностью, в которой интеллектуальность сочеталась с какой-то инфернальностью,

и в роль умного преступника вписался идеально. В большинстве сцен ему накладывали минимальный грим, поскольку и без него он смотрелся внушительно и достоверно.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Антиквариата-спекулянта, по задумке Бобровского, должен был играть Иннокентий Смоктуновский. Но и это сотрудничество не сложилось: в последний момент Смоктуновский отказался. Но помощь пришёл Олег Басилашвили, который уже неоднократно снимался в кино, но всесоюзной славы пока не имел. Напарника антиквариата, мошенника по кличке Червонец, сыграл Валерий Рыжаков. Любопытно, что через десять лет Валерий «переметнётся» на другую сторону и сыграет уже образцового следователя в детективе «Ларец Марии Медичи».

Главные женские роли получили актрисы известные - Екатерина Васильева и Наталья Рычагова. Наталья снималась в кино с детства, зрители её любили и всегда хорошо принимали её работы. И хотя «Возвращение “Святого Луки”» добавило Рычаговой популярности, звёздный час у неё был впереди - в 1970 году выйдут культовые ныне «Офицеры», после который Наталья Рычагова навсегда останется Машей Белкиной, героиней, которую она сыграла в этой картине.

Ну а главную роль, следователя Зорина, почти без колебаний отдали Всеволоду Санаеву, к тому моменту уже опытнейшему актёру, патриарху советского кино, начавшему карьеру ещё до войны. Бобровский приметил артиста несколько лет назад и мечтал с ним поработать. Санаеву было уже под 60, но он прекрасно вжился в образ честнейшего милиционера, преданного делу, дотошного и понимающего.

Зрители следили за ним с придыханием и буквально влюбились в Зорина. Из-за этого позже даже решено было сделать продолжение о приключениях Зорина, а потом и третью часть.

Снимать фильм в музейных залах группе не разрешили, так что на «Мосфильме» пришлось выстроить декорации, имитирующие музейные залы. Декорации потом пригодились и на других съёмках: уже через несколько месяцев начал снимать комедийный детектив Эльдар Рязанов. Это был фильм «Старики-разбойники», в которой главные герои тоже затеяли ограбление музея.

«Возвращение “Святого Луки”» вообще можно назвать зачинателем особого направления в советском детективном кино - историй, в которых рассказывалось о похищении предметов искусства.

Детектив «Возвращение “Святого Луки”» пришёлся по вкусу публике: в 1970-1971 годах ленту посмотрело 21,5 миллионов зрителей, она вошла в тридцатку лучших фильмов 1971 года. Полковник Зорин стал одним из самых любимых киношных милиционеров и одной из знаковых ролей для Всеволода Санаева, а его партнёры по картине стремительно начали набирать популярность.

А вы любите ходить в музеи?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-3