Найти в Дзене
Sovetika

"Живые и мертвые". Факты, которые вы, возможно, не знали об этой киноленте

В советском кинематографе есть множество достойнейших работ, рассказывающих о Великой Отечественной войне, и фильм “Живые и мертвые” режиссера Александра Столпера является одним из них. Его премьера состоялась зимой 1964-го года и уже в первый год проката картину посмотрели 41,5 миллионов советских граждан. Картина занимает 80 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Фильм “Живые и мертвые” стал третьей совместной работой Александра Столпера и драматурга Константина Симонова, по чьей одноименной трилогии он и был снят. Сам режиссер так рассказывал об этой работе: “Мы полагали, что в нашем фильме не должно быть одного главного, центрального образа», — писал о работе над "Живыми и мертвыми" Александр Столпер в своей статье "Как это было". — «Наш герой коллективный — народ, который сражался и побеждал. Поэтому мы очень тщательно отбирали актеров-исполнителей; даже небольшие роли мы поручали большим актерам и, что очень приятно, всегда находи

В советском кинематографе есть множество достойнейших работ, рассказывающих о Великой Отечественной войне, и фильм “Живые и мертвые” режиссера Александра Столпера является одним из них. Его премьера состоялась зимой 1964-го года и уже в первый год проката картину посмотрели 41,5 миллионов советских граждан. Картина занимает 80 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Фильм “Живые и мертвые” стал третьей совместной работой Александра Столпера и драматурга Константина Симонова, по чьей одноименной трилогии он и был снят. Сам режиссер так рассказывал об этой работе: “Мы полагали, что в нашем фильме не должно быть одного главного, центрального образа», — писал о работе над "Живыми и мертвыми" Александр Столпер в своей статье "Как это было". — «Наш герой коллективный — народ, который сражался и побеждал. Поэтому мы очень тщательно отбирали актеров-исполнителей; даже небольшие роли мы поручали большим актерам и, что очень приятно, всегда находили в них единомышленников. Драматургия каждого эпизода в нашем фильме такова, что любой актер, по сути дела, ставится в положение главного героя — он ведет сцену”.

Наверняка, многие заметили, что в киноленте полностью отсутствует музыкальное сопровождение. Такое решение режиссер принял неспроста, а чтобы более явно донести до зрителя ту атмосферу военного времени: взрывы, звуки боя, голоса бойцов, шум моторов.

-2

Все натурные съемки проходили в подмосковье под Истрой, где съемочной группе пришлось какое-то время жить на территории одного из пионерских лагерей, который в тот момент был пустым. А чтобы актерскому составу было проще войти в роль, гражданскую одежду на время съемок у них забрали, одев в солдатскую форму.

Однако, один раз артисты все же умудрились сбежать в “самоволку”, и возглавлял эту группу Владимир Высоцкий, который также сыграл в фильме одну из эпизодических ролей, хоть и не был указан в титрах.

-3

Удивление местных жителей, когда к ним вышел целый отряд людей в военной форме, несложно себе представить. Когда первоначальный шок от увиденного улетучился, актеров наперебой стали звать в гости, и в каждый такой визит жители, у многих из которых родные погибли на войне, делились с пришедшими своими историями. Некоторые из них вдохновили Владимира Высоцкого написать новые песни.

Известно, что прототипами картины “Живые и мертвые” стали реальные люди, однако сама лента стала художественной: она не показывает хронику войны. Так, образ комбрига Серпилина списан Симоновым с командира 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса полковника Семена Федоровича Кутепова. А прототипом фотокора газеты "Известия" Михаила Вайнштейна, которого сыграл Зиновий Высоковский, стал фронтовой друг Константина Симонова, военный фотокорреспондент "Красной звезды" Михаил Бернштейн, погибший в мае 1942-го года.

-4

Нечасто случается такое, чтобы после выхода киноленты на большие экраны зрители и критики были единогласны в своих оценках. Но именно так и произошло с фильмом “Живые и мертвые” - картина понравилась всем. На Первом всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина получила главную премию и Анатолию Папанову присудили приз за лучшую актерскую работу. И более того, фильм был удостоен наград на кинофестивалях в Карловых Варах и Акапулько.

Светлана Кравцова

Посмотрите ещё:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ

СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!