В царской и княжеской России вопросы брака и семейных отношений в известной мере регулировались церковью. Развод было практически невозможным — проще было сбежать, чем развестись.
Взять хотя бы историю Ивана IV Грозного. В браке ему не везло, первые три жены умерли, причём третья — всего спустя пару недель после свадьбы.
По канонам четвертый брак был запрещён. Чтобы обойти это ограничение, царю пришлось созывать Собор и правдами-неправдами получать благословение на четвертый брак, причем церковники оговорили: это в виде исключения, только из уважения к царским заслугам (и чтоб на кол не посадили).
Новый брак государя тоже не задался: уже спустя полгода он понял, что невеста ему не нравится. Но как избавиться от такого пассива, особенно если церковь только что сказала, что и четвертый брак — это исключение?
Жениться можно, а «разжениться» — нет
Позиция православной церкви в отношение развода венчаных церковью браков всегда была негативной, нужно было солидное основание по канонам церковного права.
Например, Церковный устав Ярослава Мудрого гласил, что вступать в новый брак, имея в анамнезе первый, нельзя. Однако по своей воле развестись было невозможно — перечень оснований был предельно ясным и исчерпывающим:
- покушение на убийство супруга или воровство;
- прелюбодеяние.
Чтобы подтвердить факт измены, было достаточно уличить супругу в ночёвке вне дома (!), а вот в случае с мужем должны быть более веские основания: другая женщина и дети от неё. В этом случае церковь смотрела на развод более благожелательно, с изменщиком или изменщицей нужно было обязательно разводиться.
Вот только отношение после брака к мужчине и женщине было разное. Первый мог без проблем вступить в повторный брак после надлежащего покаяния, а вот женщин повторно не венчали, самое лучшее, что их ждало — сожительство во грехе.
Впрочем, для женщин позитивные сценарии тоже были. Например, если муж был импотентом, не способным исполнять супружеский долг, или по причине злоупотребления алкоголем не был способен содержать семью.
С другой стороны, в архивах найти свидетельства развода по таким основаниям пока ещё никому не удалось.
У простонародья были свои сценарии. Например, от мужа можно было сбежать. Женщину полагалось сыскать и вернуть супругу, а вот про мужей разговора не было, что оставляло определённое пространство для манёвра.
Но то крестьяне и горожане, а вот у знати, где в чести были законы господа, да и княжеские тоже соблюдать нужно было, эти сценарии не годились. Можно было сдать жену, например, в монастырь. Чаще всего это происходило против воли будущей невесты Христовой.
Монашество против воли
В каком-то смысле появление на свет Ивана Грозного связано с бракоразводной тематикой: первая жена его отца за 20 лет совместной жизни не могла дать ему наследника.
Тогда царь Василий III обратился к патриарху и попросил права развестись, дескать, жена бесплодна. Но патриарх остался глух к его чаяниям и отказал. Тогда Василий заставил жену уйти в монастырь, невзирая на мощное противодействие епископата.
В 1525 году её постригли, а год спустя царь взял себе новую жену, княжну из Литвы Елену Глинскую. Прояви духовенство жесткость — и никакого Ивана Грозного, может, и не было бы…
Эту «модель» в Россию завезли из Византии, где постриг был достаточно популярной мерой решения проблемы со старыми браками при необходимости заключения новых — в ту пору, когда патриархат был ещё силён (впоследствии, при необходимости цари попросту смещали неугодных патриархов, если те оказывались несговорчивыми).
Такая же судьба, к слову, ждала и саму Анну Колтовскую: её насильно постригли и отправили в Суздаль, в монастырь Покрова. Там же кончила дни и пятая супружница безумного монарха.
Царю Петру тоже довелось отправлять жен по монастырям. Первая супруга, из рода Лопухиных, была выбрана для наследника матерью Натальей Нарышкиной.
Этот брак был нужен, чтобы упредить планы утвердить первенство за потомками другого брата, соправителя Петра Ивана. Кроме того, это было необходимо для приобретения наследником престола всех гражданских и политических прав — неженатый человек не считался на Руси совершеннолетним и не обладал возможностью править самостоятельно.
Сначала молодые любили друг друга, но спустя год отношения переменились, и даже появление наследного цесаревича Алексея не смогло изменить положения вещей. Очень скоро Петр стал открыто жить с Анной Монс, а после смерти матери и вовсе перестал видеться с Евдокией. Отправившись в европейское турне, царь отправил своему дяде приказ: убедить Евдокию отправиться в монастырь, но тщетно.
По возвращении Петр лишь через неделю нашёл время навестить спутницу жизни, причём только для того, чтобы попытаться заставить её уйти с миром. Снова не вышло — и через три недели её отправили во всё тот же Покров добровольно-принудительно.
К чести Петра следует отметить, что ему было наверняка стыдно за свой поступок — повторно в брак император вступил только в 1712 году, с будущей императрицей Екатериной.
Разводы в императорской России
При Петре и после церковь попала под контроль государства, править ей поставили Святейший Синод под руководством светского обер-прокурора, а патриархат, казалось, уходил в прошлое. В законах появились другие основания для развода: болезни, прелюбодейство, уголовные наказания за государственные преступления, пропажа без вести.
Чтобы получить развод, нужно было обратиться в епархиальную консисторию, а окончательное решение принималось в имперском синоде. По статистике, разводы оставались единичным случаем: в 1880 г. их было всего 920, а в 1913 г. — немногим менее 4000.
При этом в Империи было полно внебрачных, незаконнорожденных детей, и с каждым годом их доля росла. Например, в Москве в 1865 году было 19% бастардов, а в 1900-м — уже 33%. Такие сторонние дети могли бы стать основанием и причиной для развода, но число разводов не увеличивалось, а процедурно операция была очень сложна — даже для богатых и известных.
Известен случай, когда княгиня Нарышкина решила подать на развод. Случай был вроде как вполне обоснованный: муж во время путешествия в Европу подцепил венерическую болячку, а заодно приобрел импотенцию. Разбирательство продолжалось больше двадцати лет, а Нарышкиной развода так и не дали. Супруга освидетельствовали и удостоверили: сифилис застарелый, однако не всё было безнадёжно, болезни можно излечить, а половую функцию восстановить. Кроме того, Синод постановил: в браке уже есть дети, а блуд нельзя доказывать исключительно со слов. Поэтому князь и княгиня были вынуждены продолжать жить под одной крышей.
Поэтому на практике расстаться со второй половинкой представителям дворянства, а равно купечества было очень непросто. Чаще всего супруги попросту начинали жить каждый сам по себе, но при этом супругу приходилось продолжать нести бремя материальной ответственности за жён и детей, давать им денег и делить имущество, не говоря уже о вдовьей доле.
Лишь Октябрьская революция радикально изменила положение вещей по этому вопросу: декрет о расторжении брака гласил, что развод оформляют светские органы, причём не обязательно даже иметь согласие второй стороны (при соблюдении ряда формальностей и условностей).
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Болезнь, которая много лет убивала жителей СССР, но о ней никто не знал
✅ Почему детские браки до сих пор не запрещены?
✅ Самый богатый наёмный рабочий в истории: история Стива Балмера, миллиардера без собственного бизнеса