Российское образование входит в полосу обсуждения необходимости нового стандарта с 1 сентября 2023 года — «старый» только что ввели с 1 сентября 2022 года, он никуда не годен. Теперь появилась идея новой программы — единой для всех, как дополнения к стандарту, потом единых учебников. Неплохие идеи, но в руках плохих исполнителей они могут оказаться не полезными, а вредными. Материалы на эту тему ещё будут у нас на канале, а пока полистаем старую статью, чтобы отчётливей осознать, чего нам уж точно не нужно делать ни под каким соусом.
У нас достаточно позаботились об отсутствии ответственности учащихся за результаты своего труда, о выдаче документа о среднем образовании даже тем, кто сознательно и демонстративно ничего не делал в последние годы обучения в школе. Теперь эта традиция перекочевала и в высшую школу. Но при всём критическом восприятии нашего опыта нам очень далеко до «высот», которых достигли в США. Читаем статью.
В США в алгебре и шахматах увидели идею превосходства белой расы
На фоне масштабной кампании по борьбе с расизмом в США разгорелся новый скандал. В штате Орегон выпустили методичку для учителей, в которой рекомендовали изменить подход к преподаванию математики. Местные власти нашли в традиционном курсе алгебры идею превосходства белой расы. Точными науками дело не ограничилось. С обвинениями в расизме столкнулись и любители шахмат. Борцы за права темнокожих увидели проблему в традиционном правиле «белые ходят первыми».
Zen widget
Возможно, вы расист, если не сомневаетесь, что дважды два — четыре, а пятью пять — двадцать пять. Так считают создатели методички по этноматематике в Орегоне. Обычная алгебра, уверены они, насквозь пропитана расизмом, а ее требование точных и правильных ответов — доказательство превосходства белых над людьми с другим цветом кожи. То есть даже спрашивать правильный ответ у ученика — это дискриминация.
Курс пока добровольный, учителя сами могут решать, обучать по нему детей или нет, но в некоторых орегонских школах, этноматематика уже заменила обычную.
Джанелл Байнам, демократ, конгрессвумен штата Орегон: «Я думаю, что это смелый шаг в правильном направлении, вот как я это назову. И мне интересно какие будут результаты».
То, что вызывает восторг левых и сторонников движения Black Lives Matter, приводит в ужас многих простых учителей математики. Ладно литература и история, с которыми американские хунвейбины уже несколько лет ведут войну, это, в конце концов, гуманитарные науки, есть место для спора, но алгебра — наука точная. Одно неправильно решенное уравнение при проектировке, скажем, дома — и он рухнет, вне зависимости от того, имеют жизни чёрных значение или нет.
Джеймс Линдси, математик из США, борец с SJW в науке и образовании: «Это очень опасно. Сама идея, что правильный ответ в математической задаче является проявлением политической власти, что это нужно оспорить и заменить чем-то другим, — опасная вещь, чтобы преподавать это ученикам. Так мы создадим поколение студентов, неспособных заниматься математикой и другими точными науками, кто не сможет думать самостоятельно и кто в итоге будет представлять угрозу нашему обществу».
Но угрозы угрозами, а подобная программа уже год как работает в Сиэтле. В школах Калифорнии и Вермонта пока присматриваются, перенять опыт или нет. Впрочем, в последнее время подобного опыта в Америке много, есть у кого поучиться. В школах города Баффало (штат Нью-Йорк) детям, например, преподают, что все белые так или иначе участвуют в систематическом расизме.
В учебном видео школьникам показывают только темнокожих подростков, погибших от рук американских полицейских. Белых учеников каяться пока не просят, но в учебном плане есть предложение сделать так, чтобы дети со светлым цветом кожи активнее высказывались, осуждая расизм.
Фатима Морелл, директор культурных инициатив: «Предвзятость существует, как и системный расизм, и мы хотим обозначить эту проблему. Когда я говорю это, я имею в виду, чтобы мы все вместе поняли, как подойти к проблемам расизма, потому что мы все играем в этом какую-то роль».
Слова «чёрный» и «белый» предлагают использовать с осторожностью или вообще от них отказаться, если обсуждаются расовые вопросы. Достается даже шахматам. Фразы вроде «белые начинают и выигрывают» теперь для многих в Америке тоже признак глубоко укоренившегося расизма.
За такой «расистский» лексикон YouTube недавно заблокировал свой самый популярный шахматный канал. В YouTube давно уже за контентом следит алгоритм, но настроили его так, чтобы расизм ни в коем случае не прошел.
Ашик Худабухш, автор исследования алгоритмов YouTube: «Она реагирует на слова «чёрный», «белый», «угроза» в контексте речи. И когда она находит фразу вроде «чёрная королева атакована белым слоном», она не фокусируется на королеве или слоне, она смотрит: так, чёрные атакованы белыми, следовательно, речь идет о ненависти».
Блогера-шахматиста в итоге разблокировали, но в шахматном сообществе эта история не прошла незамеченной. В угоду политическим веяниям чемпион мира Магнус Карлсен сделал первый ход чёрной пешкой.
Шахматами, впрочем, точно не ограничатся. Развенчанию подвергается классическая музыка, мол, она вся от белых. Заговорили об античности — тоже сплошная белизна, потому что в Римской империи существовали рабы. В принципе, в поисках дискриминации можно прицепиться к чему угодно. Недаром в Америке уже поговаривают, что и Белый дом называется не совсем политкорректно.
Источник. В США в алгебре и шахматах увидели идею превосходства белой расы (yandex.ru)
При всей удалённости опыта этноматематики от нашего опыта, надо заметить, что «реформаторы» образования тащили нас именно к «передовому» опыту США, то есть ставили задачу воспитания основной массы школьников как бестолковой биомассы, которой, как они надеялись, легче манипулировать. Мы же помним их планы 2001 г., зафиксированные академиком В. И. Арнольдом после беседы с одним из наших горе-реформаторов:
4. В средней школе в неделю должно быть: три часа русского языка, три часа математики, три — иностранного языка, три — обществоведения, три — естествознания; вот и вся программа, отменяющая «тупиковый предметно-ориентированный подход» и позволяющая «включение дополнительных модулей», а именно «гуманизацию и гуманитаризацию», «отражение культуры местных народов», «интеграцию представлений о мире», «сокращение домашней работы», «дифференциацию», «обучение коммуникативной технологии и информатике», «использование общих теорий обучения».
Это разве не ориентир на своеобразное этнообразование в России. Что интересно, большая часть планов этих горе-реформаторов уже реализована. Взят курс на практико-ориентированное обучение в духе иностранных исследований, отказ от отдельного курса геометрии опять ориентиром служит Запад, который не умеет обучать геометрии в массовой школе. Это не для того, чтобы растить себе достойные кадры, а чтобы хорошо выглядеть во вражеском рейтинге. И чем это не симуляция бурной деятельности? Нам предстоит трудный путь возращения к нормальному образованию. В той же беседе был упомянут такой эпизод.
«Мне сообщили, что слабость нашего сегодняшнего школьного обучения, якобы, «выявлена международной комиссией», а в ответ на мой вопрос, как проводилось исследование, меня уведомили, что наши школьники слабо справляются со «стандартными вопросами», вроде: «что общего у ежа с молоком?». Я тоже не знал, что у них общего, и тогда меня обучили правильному ответу: «оба сворачиваются».
Источник. Что общего у ежа с молоком? | Наблюдатель | Дзен (yandex.ru)
Мы целых 50 лет настойчиво двигались от нормального образования к симуляции бурной деятельность на почве образования. Соревнование за 100 %-ную успеваемость, потом соревнование за «качество» обучения... Теперь нам предстоит возвращение к нормальному образованию — иначе не выжить в век технологического соперничества.
Только есть ли у нас в стране с кем обсуждать проблему программ и учебников по математике? Дело в том, что «у руля» у нас находятся наследники горе-реформаторов, проводники идеи ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, ежегодного контроля, а значит, фиксирования результатов обучения по классам, а не по циклам классов: 5-6, 7-9, 10-11 с допустимостью разного порядка изучения тем по разным учебникам, точнее: с допустимостью изучения тем в определённом, традицией и наукой освящённом порядке и в полном беспорядке, лишь бы «детям было интересно». Идея введения во всей стране единого учебника опасна тем, что при неясном регламенте выбора лучшего учебника может победить учебник «кого нужно» со старыми традициями, внедрёнными 50 лет назад. И плачевная ситуация с математикой зафиксируется ещё на десятилетия.