Тюркские племена жили на территории от Алтая до современной Восточной Монголии еще с незапамятных времен. Они были коренными насельниками центральноазиатских степей.
К западу от них, в степях Приаралья жили ираноязычные кочевники, а на востоке монголы и тунгусо-манчжурские племена.
Если перейти к первой исторической версии происхождения тюрок, то следует обратиться к труду Абульгази-хана "Родословная тюрок".
Из этого труда исходит, что сын пророка Ноя Иафет был послан с горы Джуди в Турции (куда приплыл Ноев Ковчег во время Потопа) на берега Идиля и Яика, где он и прожил в дальнейшем 250 лет (скорее всего имеется в виду лунные месяцы, а не годы).
От Иафета пошли сыновья Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус, Минг, Чин, Кеймари, Тарих.
Версия конечно архаичная, но для общих знаний ее нужно привести.
Есть также легендарная версия происхождения тюрков:
По ней хунны были уничтожены врагами и выжил только один десятилетний мальчик, брошенный в болото и которого подобрала волчица, выкормившая его, да еще забеременевшая также от него.
Враги значит, мальчика все равно находят и казнят, а волчица вырывается из окружения и уходит в горы к северо-западу от долины Гаочан (Турфан - современный Синьцзян). Здесь она рождает десятерых сыновей, которые став взрослыми, женятся на женщинах из Гаочана. А гаочанцы, это в основном потомки смешавшихся китайцев и хунну.
- Самый умный и деятельный из сыновей волчицы по имени Ашина становится главой этого большого семейства, быстро увеличивающегося в численности и превращающегося в племя. В знак почтения к матери новый вождь над воротами своего лагеря вывешивает знамя с волчьей головой. Один из потомков Ашины – Асянь-шад становится инициатором переселения своего племени к горе Цзиньшань (Золотая гора), где признает себя вассалом жуань-жуаней. С этого времени основным промыслом племени становится добыча и обработка железа. Тогда же за ними закрепляется название «тюрк» - источник сведений здесь
Из легенды прослеживается четкая связь между тюрками и хунну. Можно даже проследить исторический путь хунну, которые пришли в Европу гуннами и после некоторого времени могущества были разгромлены германцами в битве при Недао. Битва происходила, как раз, недалеко от болотистого озера Балатон, которое и может отождествляться с болотом, в который враги закинули мальчика-хунна.
Также, и сама легенда сходна с известной легендой об основателях Рима - братьях Ромуле и Реме, которых выкормила волчица. Возможно, остатки хуннов, разгромленных при Недао, слышали ее в Европе и принесли эту легенду в Восточный Туркестан, куда они и сбежали после поражения.
По китайской версии, предводитель тюрок Ашина возглавлял 500 семейств, проживавших на западе провинции Шэньси (в центре Китая). Провинцию в свое время захватили хунну и сяньби. В подчинении Ашины были роды из различных кочевых племен, в том числе хунну и сяньби.
В 439 году, когда сяньбийцы-тоба разгромили последнего хуннского князя Мугуня, Ашина отказался подчиняться тобасцам и откочевал на запад, где осел на южной стороне Алтайских гор. Ашина подчинился жужаням и платил им дань изготавливаемым его людьми железом.
По китайским источникам, вначале Ашина и его роды говорили на сяньбийском языке, который был в то время лингва-франко, то есть международным языком. А на Алтае его роды перешли на язык окружавших их телесцев - то есть, тюркский язык.
Сама этимология имени Ашина имеет связь с китайским и сяньбийским языками. Шоно по сяньбийски (и по монгольски) это волк, а префикс А имеет китайское происхождение и несет значение аристократического происхождения. Таким образом Ашина означает Благородный волк.
Какого бы происхождения не были тюрки, но все-таки главным в их формировании стала Жужаньская орда. Так китайцы называли объединение родов различного происхождения, которые стекались в приалтайские степи и подчинялись правлению кагана жужаней. Подчинились им и тюрки.
Основателем жужанской государственности считается бывший раб сяньбийцев Югилюй. В 50-х годах IV века он был приговорен к казни, но сбежал на Алтай, где организовал отряд, который занимался угонами скота. Преемник Югилюя - Гулиху уже платил дань мехами властителям тобасцев и поэтому считался удельным правителем.
Постепенно жужани смогли установить контроль над всеми степями к востоку от Алтая.
Власть кагана жужаней держалась на жесткой военной иерархии и все кочевые роды в ней делились на десятки, сотни и тысячи (в зависимости от количества воинов в роду).
Жужаньская орда поэтому держалась на набегах, которая позволяла содержать народ-государство.
В последующем тюрки взяли структуру и военную тактику именно жужаней. Так что, жужаней также можно считать родоначальниками тюркской государственности.
Статья по теме: Расцвет тюрок в середине VI века