Хасен приладил винтовку и стал сосредоточенно смотреть в темноту.
Канадцы затихли и от них не слышалось даже бряцания оружия. Видно они уже перегруппировались, заменив часть, которая штурмовала их укрепрайон весь этот день 6 июня 1944 года.
Значит с рассветом пойдут в атаку. Хасен грустно посмотрел вокруг на своих товарищей по несчастью. Их оставалось чуть больше взвода из батальона, созданного из остатков потрепанной немецкой роты береговой охраны и роты "Туркестанского легиона".
Это были молодые еще ребята, лет по 20-25. Он уже знал их всех по имени - и следующего за ним по званию штабефрейтора Ханса, и шутцеров (стрелков) Карима-узбека, Латыфа-татарина и Мустафы-туркмена. И других - немцев, татар, киргиз, таджиков, и даже бухарского араба Абдукадыра! После гибели их лейтенанта Курта он бывший лейтенант РККА Хасен Мухамеджанов, а теперь унтер-офицер вермахта стал их командиром.
Днем они пришли на помощь немецкой роте береговой охраны, которую уже добивали канадские огнеметчики, выжигая их уже сдававшихся в дзотах. Понять канадцев было можно. Немцы дрались до последнего патрона и земля перед дзотами была усеяна трупами их товарищей.
В короткой схватке "туркестанцы" уничтожили всех канадцев, сгрудившихся у дзотов. Тех, кто прыгнул в траншеи спасаясь от кинжального огня сзади добивали сами немцы.
Смотреть на это было тяжело!
Хасен, вспомнив сегодняшний бой вспомнил и бой, в котором он сдался немцам в 1942 году. Это было в сухой и выжженой солнцем калмыцкой степи, где стрелковый батальон РККА в котором он служил, не успев окопаться был уничтожен минометным огнем. Он лейтенант с немногими солдатами. ошалевшими от бушующей вокруг смерти сдался в плен.
А ведь тогда у него была возможность умереть воином. Собрать бойцов и дать последний бой - с сожалением подумал Хасен
Но он не стал этого делать. Да и бойцов он не собрал бы. Они были деморализованы. Им ничего не оставалось как сдаться в плен.
Что это было и зачем он сдался? Боялся умереть? Нет! Наверное просто он устал быть комсомольцем и командиром страны, которая сделала его сына бая обычным смертным. Устал притворяться! Всю жизнь он скрывал свое происхождение. Сумел его скрыть и его отец, который из бая стал просто шаруа, чтобы их не раскулачили. Тогда в 20-е они отдали весь свой скот своей родне, чтобы стать как все - бедными и простыми.
А потом он благодаря своей грамотности стал учителем, пошел в комсомольцы, стал вожаком. Затем война, командирские курсы. Плен. Туркестанский легион!
И теперь он здесь! На пляже около французского села Курсель-Сюр-Мер. И с ним его боевые товарищи - немцы и такие же как он сам туркестанцы. А впереди враг - канадцы и британцы. И это их последний бой.
А может снова сдаться? - подумал Хасен. И понял что уже не сможет этого сделать. Правильно отец ему говорил, когда он уходил на фронт -
Балам! Когда воюешь, родина должна быть за спиной! И это самое главное! Все остальное неважно!
Он тогда не понял слов своего отца. А теперь он их осознал - с грустью подумал Хасен. И пожалел что он тогда не умер смертью храбрых в калмыцкой степи.
Теперь ему оставалось только умереть на этой французской земле. Другого выхода у него не было.
Хасен заметил, как канадцы начали выдвигаться из траншей, готовясь к атаке. Он поплотнее прижал винтовку и на немецком закричал своим:
Ахтунг! Всем приготовиться к бою!
Продолжение истории в рассказе: Последняя удача казаха!