После завоевания Средней Азии Чингис-ханом в восточном Туркестане стали селиться различные отдельные монгольские племена (и даже роды), которые стали активно смешиваться с местными тюрками.
Край этот был диким и малонаселенным. Географически он включал территорию от Балхаша до озера Иссык-Куль (с севера на юг) и от реки Талас до истоков реки Тарим (с запада на восток).
Исторически же территория Могулистан то расширялась, то уменьшалась, что было связано с активизацией кочевников и их оседлых соседей, отнимавших друг у друга земли для пастбищного животноводства или земледелия.
Поэтому Могулистан в начале 14 века представлял собой аналог казачьей вольницы Запорожья и Дона. Хотя кочевники здесь и имели семьи, что резко отличает их от донских казаков и постоянные места проживания. Но зато у них не было правителей, а все взаимоотношения строились на соблюдении Яссы Чингисхана и старых монгольских традиций.
Большинство могулов (под этим этнонимом они остались в истории) были или шаманисты-тенгрианцы или даже представители более древних языческих культов.
Эта вольница свободно перемещалась по всей территории края и не платила никому налогов. Наоборот они частенько нападали на соседние народы и например для чагатаидов (монгольских правителей Средней Азии) они были постоянной головной болью.
Чагатаидские летописцы называли могулов - "джетте" (слово скорее всего имеет монгольское происхождение). Это понятие аналогично тюркскому "казак" и обозначает вольницу, не подчиняющуюся власти. Также существуют дополнения к этому термину - "разбойник" и бродяга". Термин был уничижительным и если могул его слышал, то говоривший мог быть лишен жизни. Между прочим казахское слово жетім (сирота) скорее всего восходит именно к термину джетте.
Сами себя могулы в основном называли этнонимом - "Токмок". Сейчас так называется город в северном Кыргызстане, что возможно служит точным определением границ проживания могулов.
Сам этноним Токмок имеет точное определение в тюркских языках и обозначает специальную дубинку-колотушку для рукопашного боя. У казахов она называется Шокпар.
Между прочим Ермака Тимофеевича среди казаков называли прозвищем Токмак. Так как сведений о том, что он владел дубинкой нет, то скорее всего это было связано с его происхождением.
Из-за частого употребления термина "жетте" в исторических хрониках практически до конца 14 века край назывался улусом Жетте, то есть улусом разбойничьей вольницы, никому не подчинявшейся.
О могулах в то время ходили легенды как о непобедимых войнах, которые обладали незаурядным индивидуальным воинским мастерством, считавшимся основным занятием жителей края (чувствуется аналогия с казаками Дикого поля).
У моголов особенным уважением пользовались воины, проводившие в молодости некоторое время в полном одиночестве в пустынях, горах или лесах, на расстоянии одного или двух месяцев пути от ближайшего жилья, питаясь мясом и одеваясь в шкуры убитых ими животных - В.Бартольд "11 лекция из цикла по истории тюркских народов Средней Азии".
Но с середины 14 века, в связи с усилением в Восточном Туркестане племени дулатов, которые поставили верховным ханом потомка Чингис-хана Тоглук-Темура территория улуса Джетте стала называться в хрониках Могулистаном, то есть территорией монголов.
Началась откочевка могулов в города Кашгара, где они становились воинами на службе у правителей официального Могулистана. Затем в 80-х годах 14 века великий Тамерлан окончательно опустошил разбойничий край, намереваясь создать на его территории плацдарм для похода в Китай.
После всего этого край практически запустел и только с откочевкой казак-узбеков из государства Шейбанидов на его земли он стал заполняться кочевым людом, а затем стал центром формирования казахской нации.