Будущий секретарь иезуитов Антонио Поссевино скорее всего происходил из испанских иудеев, принявших христианство. Благодаря своему старшему брату Джованни Батисте, который был придворным у мантуанского кардинала Антонио в 17 лет попал ко двору Папы Римского Юлия III.
Антонио заметили братья-иезуиты, которые взяли 25-летнего парня в свой орден. Теперь он был иезуитом и проходил курс посвящения - изматывающий физический труд и изучение наук.
После этого, подающего надежды молодого человека направили во Францию. Он основывает там несколько иезуитских коллегий (школ). Но самое главное он ведёт активную пропаганду идеи репрессий против протестантов и именно в его пребывание происходят кровавые гонения на гугенотов в Тулузе и "Варфоломеевская ночь".
Поссевино был не лишен литературного слога и написал книгу "Христианский воин", тезисами которой были:
- каждый сражающийся с еретиками солдат — герой»
- погибший в этой борьбе — «мученик»,
- малейшая же пощада к «врагам истинной веры» — преступление.
Благодаря этим заслугам, в 1573 году Поссевино был назначен секретарём ордена Иезуитов. Перед ним открылись широкие возможности.
В 1578 году Поссевино выполняет дипломатические функции от двора папы Римского в Швеции, где были сильны протестанты. Его задачей было создание военного союза Швеции, Польши и Московского государства против Турции.
Со шведами у Поссевино получилось не очень и он обратил свои взоры на нового польского короля Стефана Батория. Тот собирался завоевать Московию, что противоречило планам римской курии. Поэтому, Поссевино оказался в польском лагере короля, шедшего войной на русских.
Но у Батория с походом получилось также не очень. Он смог взять только Великие Луки в 1580 году и решил отказаться от дальнейших боевых действий, удручённый яростным сопротивлением русских при осаде не сдавшегося Пскова.
Зато Поссевино при нём развернулся:
- Король управлял страной без знания языков своих подданных (пользовался латынью), регулярно декларировал свою личную приверженность католицизму, а для осуществления многочисленных реформ постоянно нуждался в грамотных исполнителях. Таких людей ему могла дать только эффективно работающая система школ. Её он увидел у иезуитов. Поэтому первый коллегиум для иезуитов он учредил у себя на родине в Коложваре (ныне Клуж-Напока; 1579). А затем в течение пяти лет были основаны иезуитские коллегиумы в Люблине (1581), Полоцке (1582), Риге (1582), Калише (1583), Несвиже (1584), Львове (1584) и Дерпте (1586). Для основания коллегиумов в Гродно и Бресте не хватило кадровых ресурсов у провинции ордена и времени жизни у короля - Википедия
Но до этого Поссевино в августе 1581 года съездил к русскому двору Ивана Грозного, который пребывал в Старице.
Поссевино добивался унии православной Москвы с католическим Римом. Этого он не достиг, но зато смог стать посредником при заключении Ям-Запольского мирного договора в январе 1582 года, который завершил Ливонскую войну. Русь и Польша замирились и контуры союза против Турции четко обрисовались.
Так иезуиты смогли завершить одну из самых кровавых войн XVI века. От Ливонской войны устали все - но закончить её не мог никто из правителей. Но удалось иезуитам. И когда Стефан Баторий еще раз захотел покорить Московию, то в 1586 году он внезапно умирает, так и не осуществив свою мечту воссесть на московский престол. А ведь это было не выгодно именно иезуитам.
Если хотите больше узнать о персонажах той эпохи, советую прочить новую книгу Ольги Федоровой "Допетровская Русь. Исторические портреты". Приобрести книгу можно на Яндекс Маркете по ссылке: https://ya.cc/3FQqqv
Статьи канала "История и культура Евразии за февраль 2022 года"
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 7 февраля 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за январь 2022 года