Сколько живу, а о том, что в Казахстане и Средней Азии живут армяне-мусульмане даже не слышал. Хотя они здесь живут. Может и встречал, но не догадался, что они армяне. Или мусульмане. Компактно амшенцы, как их называют (еще хемшины, хемшилы) проживают на юго-восточном побережье Чёрного моря – от провинции Самсун в Турции до юга России.
Оглавление цикла статей "Этнографические зарисовки" на канале "История и культура Евразии"
Свободно владеют армянским и турецким языками.
История происхождения
Князья области Великой Армении Артаз на Араксе - Аматуни издавна были связаны с персами. В 791 году не нашли общий язык с арабами. Армянский историк конца VIII века Гевонд сообщает, что они переселились в Византийскую империю.
С боями прошли в ромейскую тайкскую область, где временно осели на берегах реки Чорох, впадающей в Понт.
Затем их поселили в Понтийских горах. Там они основали город Хамамшен, по которому и получили свой этноним. Поселившись в глубине территории ромеев амшены потеряли связи с остальным армянским этносом. Армяне под властью Багратидов создали свое государство, успешно боровшееся с арабами. Амшенцы стали смешиваться с местными грузинами-лазами, жившими вокруг Испира и переняли чанские (чаны - второй этноним лазов) традиции.
На тот период амшенцы принадлежали к Армянской апостольской церкви. В 1461 году турки завоевали греческое Трапезунтское царство. А вместе с ним земли, населённые амшенцами. В течение XVI-XVIII веков часть амшенцев приняла ислам. В XIX веке амшенцы жили в восточных районах Трапезундского вилайета Османской империи.
Те, кто не приняли ислам переехали в Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции (Адапазары, Болу). В XX веке в связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции амшенцы-христиане эмигрировали в Российскую империю.
Территориальные группы амшенцев в Турции
Западные амшенцы живут в северо-восточном иле Турции - Ризе. К западу Турции они проживают в илах Стамбул, Эрзурум, Сакарья, Дюздже, Коджаэли и Зонгулдак.
Восточная группа в районе Артвина, в городах Кемальпаша и Муратлы.
Северная группа из христиан вначале жила в районах Самсуна, Орду, Гиресуна и Трабзона. Потом переехали в Россию. Там в основном, живут в Сочи, в Абхазии и Адыгее.
Современность
В Турции
Амшенцы свободно живут в Турции, сохраняя свой язык и культуру. Даже другие этносы используют их язык. Как например, турецкий музыкант лазского происхождения Кязым Коюнджу. Он поёт песни на амшенском диалекте.
Лазы между прочим называют амшенцев армянами.
Премьер-министр Турции Месут Иылмаз происходил из амшенской семьи.
Сейчас места компактного проживания амшенцев в Ризе и Хопе стали объектами туристического наплыва. Местные не очень ему рады, так как живут обособленно и не любят, когда вторгаются в их жизнь.
Амшенцы на постсоветском пространстве
В 1878 году по Сан-Стефанскому мирному договору в состав Российской империи вошёл Батумский округ. Вместе с ним 12 селений амшенцев-мусульман.
25-26 ноября 1944 года амншенцев-мусульман вместе с греками, курдами, турками-месхетинцами депортировали из Аджарии в Киргизию и Казахстан. Их поселили около Оша и Джалалабада, часть в Чимкентской и Джамбульской областях.
Так амшенцы-мусульмане оказались в Центральной Азии.
В 1980-х годах некторые амшенцы-мусульмане переезжает оттуда в станицу Пшехскую Краснодарского края.
В конце 1980-х годов амшенцы-мусульмане Казахстана направили петицию правительству СССР разрешить массовое переселение в Армению. Но государство отказалось. Опасаясь за них, в свете разгорающегося армяно-азербайджанского конфликта.
Мудро поступили в советских верхах.
Амшенцы-христиане после распада Советского Союза живут там, где живут. Единственное их положение отяготила грузино-абхазская война, которая прошлась по местам компактного проживания амшенцев.
Абхазский конфликт 1992-1993 годов
Амшенцы-мусульмане продолжали переезжать в Краснодарский край. Их как и турок-месхетинцев не прописывали. Всё равно к 2000 году несколько сот семей армян-мусульман перебралось в Краснодарский край - в район Апшеронска.
Сейчас амшенцы - и христиане, и мусульмане проживают в Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края. Также в Грибановском районе Воронежской области.
Самобытность амшенцев
Все амшенцы - и христиане, и мусульмане не забывают свои язык и культуру. В 2006 году в Краснодаре вышел первый музыкальный альбом на амшенском языке с фольклорными песнями в исполнении группы «Караван». В Сухуме издаётся газета "Амшен".
В культуре амшенцев распространены традиционные для понтийского региона музыкальные инструменты - тулум (понтийская волынка), кеменче (народная понтийская скрипка), шимшир-кавал (самшитовая флейта) и хамшна-зурна. Общий культурный код сближает амшенцев с понтийскими греками и лазами, которые в культурном плане ближе амшенцам чем другие армяне.
Традиционно амшенцы занимаются выращиванием чая и кукурузы, животноводством и пчеловодством. В России и Абхазии известны разведением тутового шелкопряда.
В этнолингвистическом плане амшенцы сохранили культурные особенности населения древней Великой Армении. По сути это самобытная группа, ведущая свое происхождение от древних насельников современной Армении.
Статьи канала "История и культура Евразии" за декабрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы