Чайки кабриолеты от ЗАО "Агат" | Модели, о которых мало кто знает | Уникальная информация от Владимира Киреева

2K прочитали

Здравствуйте, уважаемые читатели. Благодарю всех, кто активно поддерживает мой канал лайками, подписками и комментариями - поверьте, только ваше внимание стимулирует выпуск новых материалов, связанных с историей масштабных моделей в Отечестве.

Канал "Сектор Моделизма" - для меня (как его автора) не только отдушина от работы и быта, не только способ самореализации и углубления в любимое хобби, но и способ знакомства с новыми людьми. Большим везением считаю, что в совокупности моих подписчиков каким-то чудом оказался сам Владимир Киреев, который, я уверен, в представлении не нуждается. Так, со временем у нас с Владимиром завязалось небольшое общение вне комментариев на Дзене, которое и позволило выпустить, скажем, статью, читаемую сейчас вами...

Суть в том, что В. Киреев, как было сказано в известном ролике, "несметных сокровищ владелец". А что есть "сокровища"? Ну, очевидно, что-то уникальное, жутко ценное и т.д. Да, примерно так и есть в случае коллекции Владимира - там есть такие модели, о существовании которых мало кто даже догадывается, а кто догадывается - сомневается в подлинности и заводском происхождении.

К слову, последняя фраза вышестоящего абзаца крайне не случайна - перед публикацией данного материала я пробовал показывать фото Чаек кабриолетов разным коллегам-коллекционерам и 90% из них нахмурив брови озвучили вопрос: "ты это сам сделал?".

Что же, друзья, возможно, текущая статья немного перевернет ваше представление об "Агате", вы только попробуйте вникнуть и разобраться... Слово "конверсия" каждый из вас всегда успеет написать, для этого большого ума, согласитесь, не надо.

Итак, я уже обмолвился, что сегодня мы затронем такую тему "сокровищницы", как Чайки в кузове кабриолет. Не спорю, все мы еще в первом классе сделали себе такую модель, взяв у дедушки или батька ножовку. Однако, выпиливая свой собственный "кабрик", мы ведь думали, что заводских не бывает, так? Мы безжалостно резали крыши Чаек по той причине, что этих самых "саратовских" Чаек как грязи и хотелось разнообразия, согласны? А что если я вам скажу, что где-то параллельно описанным выше событиям сам завод в Марксе занимался тем же? Даже ножовки по началу, вероятно, были как у вашего деда... Не верится? Тогда приступаем к публикации снимков...

С одной стороны я понимаю, что если что-то никогда не попадалось в продаже, не встречалось в коллекциях у коллег и т.п. - этого, значит, и не существует. Логично. Поэтому обозначим важнейшие факты о заводских "кабриках" на базе Газ 13:

  1. История "Агатовских" кабриолетов "Чайка" насчитывает две волны моделей - ранние и поздние (см. фото выше). Ранние относятся к периоду 90-х годов (пробные модели "номерного" периода сейчас в расчет не берем), именно в данное время появилось такое явление, как заводской кабриолет. Поздние кабриолеты наблюдались в нулевых и в большинстве своем входили в серию моделек в боксах (серия "повышенной" детализации);
  2. Заводские кабриолеты не имели собственных отливочных форм - кузова и двери пилились вручную в оба периода выпуска;
  3. Из п.2 становится очевидным, что тираж моделей, где используется ручной труд, крайне незначителен. Увы, точных данных, как всегда, нет и, уверен, никогда не будет;
  4. Способы распространения кабриолетов довольно туманны - от очевидцев мне известно, что ранние "кабрики" продавались, как правило, "на клубах". Что же касается поздних - их можно было добыть, например, в крупных городах, оформив заказ в профильных магазинах, работающих по заводскому каталогу.

Ну, начинаете понимать причины, в связи с которыми вы почти ничего не знали о заводских кабриолетах от "Агата"? Резюмируем: их делали практически вручную - от этого их физически мало произвели - поэтому они не лежали в магазинах, подобно Москвичам и Волгам. Я, признаюсь, тоже знал о заводских "кабриках" не с рождения: впервые я услышал о них в районе 2012-го года в магазине моделей, который мог посодействовать в приобретении Чайки без крыши, но с антенной и в боксе (цена на то время казалась мне заоблачной - 3,5 тыс. руб. (Газ 66 стоил 2 тыс. руб.), поэтому тогда я не стал обладателем такой вещи и даже не увидел необычную модельку в живую).

Сегодня в моей коллекции есть два кабриолета: один ранний, один поздний. Оба приехали ко мне из коллекции Владимира посредством обмена. Таким образом, о двух Чайках-кабриках я имею возможность сделать подробные отдельные обзоры, которые, пожалуй, не стоит смешивать с данным материалом, носящим в первую очередь общий ознакомительно-исторический характер.

Заводские кабриолеты из моей коллекции (ex-Владимира Киреева): слева - образец из 90-х, а справа - из 00-х. Как сказано ранее - модели получат отдельные статьи, где мы рассмотрим каждый их миллиметр.
Заводские кабриолеты из моей коллекции (ex-Владимира Киреева): слева - образец из 90-х, а справа - из 00-х. Как сказано ранее - модели получат отдельные статьи, где мы рассмотрим каждый их миллиметр.

Продолжим повествование в контексте постепенного углубления в тему и теперь выделим различные нюансы, характеризующие развитие кабриолетов от "Агата" на заводском "конвейере".

  • Соответственно, сначала речь пойдет о моделях кабриолетов, которые условно относятся к "раннему" периоды - то есть к 90-м. Однако прежде подчеркнем существование кабриолетов "пробной" серии, которые, конечно, не поступали в продажу и именно по этой причине мы не можем учитывать их, относя к заводским кабриолетам (ну, то есть плюс-минус промышленным). Но, повторюсь, нельзя не учитывать, что попытки "запустить" кабриолет в серию - начались еще при наличии на дне номера "А15" в конфигурации без "мейд ин".

Друзья, кадры, которые вы увидите ниже совершенно уникальны, Мир видит их впервые, а вы - мои читатели - так и вообще в головном вагоне.

В 80-е годы, когда был пик и расцвет модельных дел в СССР, кабриолетам места так и не нашлось, но вот на арену вышли "лихие 90-е". Они и сподвигли заводчан вернуться к старым планам.

Чайки кабриолеты 90-х - это нереально широкая тема, ведь это, черт возьми, 90-е! Время, когда было максимальное число разных цветных пластиков, красок для кузовов, нелепых тамповок, ошибок в сборке и т.д., и т.п. Так, например, в собрании другого моего коллеги есть белый кабриолет с коричневым салоном и дном, черные кабриолеты с белой "начинкой" и... А вот вторая слева - рукотворная домашняя конверсия, которую можно узнать по тенту, остеклению передних дверей и общей аккуратности.
Чайки кабриолеты 90-х - это нереально широкая тема, ведь это, черт возьми, 90-е! Время, когда было максимальное число разных цветных пластиков, красок для кузовов, нелепых тамповок, ошибок в сборке и т.д., и т.п. Так, например, в собрании другого моего коллеги есть белый кабриолет с коричневым салоном и дном, черные кабриолеты с белой "начинкой" и... А вот вторая слева - рукотворная домашняя конверсия, которую можно узнать по тенту, остеклению передних дверей и общей аккуратности.
В целом можно сказать, что "кабрики" из 90-х - это 100% воплощение задумки 70-х. На "ранних" заводских серийных Чайках кабриолетах нет никакой имитации тента, нет рамок на передних дверях, нет новых дополнительных элементов (типо зеркал и пр.). Модели можно назвать откровенно топорными и полученными тупо путем распила стандартных кузовных элементов.
В целом можно сказать, что "кабрики" из 90-х - это 100% воплощение задумки 70-х. На "ранних" заводских серийных Чайках кабриолетах нет никакой имитации тента, нет рамок на передних дверях, нет новых дополнительных элементов (типо зеркал и пр.). Модели можно назвать откровенно топорными и полученными тупо путем распила стандартных кузовных элементов.

Резюме по кабриолетах первой волны (примерно 1993-1999): модели выполнены максимально просто - дополнительные элементы, необходимые кабриолету исходя из здравого смысла (например, тент) - отсутствуют; кузовные элементы (двери и сам кузов) приведены к виду кабриолета путем неаккуратного распила без последующей обработки; стойки на передних дверях удалены от начала до конца, что противоречит прототипам; встречаются цветные салоны и донышки; цвета кузовов чаще всего молочные, бежевые и черные; поставлялись в старых коробках; цинковая чума встречается редко.

  • Разобрав нюансы "ранних", переходим к "поздним" моделям - кабриолетам на базе Чаек из 2000-х. С ними всё интереснее.
Для лучшего понимания последующего повествования хорошо бы знать содержание моей статьи про серию моделей в боксах (ссылка в конце). Представим, что все с обозначенным материалом знакомы, а значит вам ясны мотивы ЗАО "Агат", который активно предпринимал попытки закрепления своих изделий на подиумах, прибавляя им "статусности" различными шильдиками, номерными табличками, Газелевскими зеркалами, антеннами и пр. Вся эта "экспортно-премиальная" история коснулась и наших "кабриков".
Для лучшего понимания последующего повествования хорошо бы знать содержание моей статьи про серию моделей в боксах (ссылка в конце). Представим, что все с обозначенным материалом знакомы, а значит вам ясны мотивы ЗАО "Агат", который активно предпринимал попытки закрепления своих изделий на подиумах, прибавляя им "статусности" различными шильдиками, номерными табличками, Газелевскими зеркалами, антеннами и пр. Вся эта "экспортно-премиальная" история коснулась и наших "кабриков".

Резюме по Чайкам в кузове кабриолет периода 2000-х годов (а точнее район 2005-2009): модели выполнены довольно трепетно и с вниманием к мелочам - проработаны "передки" и "задки" (тампованные шильдики и пр.); "приляпаны" дополнительные элементы, необходимые кабриолету (тент, дворники и зеркало заднего вида (взяты от других промышленных моделей)); добавлена антенна, сопутствующая всем машинках на подиумах; кузовные элементы (двери и сам кузов) приведены к виду кабриолета путем аккуратного распила; стойки на передних дверях удалены лишь частично и дополнены необходимым "кусочком", что в целом создает ощущение положенной кабриолету форточки; встречаются цветные салоны, подобранные с умом; цвета кузовов чаще всего черные, реже белые; поставлялись в картонных коробках и боксах; цинковая чума встречается часто (подавляющее число белых машин сгинуло из-за чумы).

Друзья, вроде бы это вся основная информация о Чайках-кабриолетах. Дальше, как и обещал, будем говорить на конкретных примерах. Остались вопросы - пишите в комментариях. Но если вы до сих пор считаете, что всё показанное выше - конверсии - лучше больше никогда не заходите на мой канал, мы с вами явно разного умосложения.

Благодарность выражается Владимиру Кирееву и Александру Хануковичу.

Ссылки на упомянутые материалы: статья про модели в боксах; про Зил 115 в частности, а также про "особую" Волгу 3102.

Напоминаю, что на канале проводится конкурс-розыгрыш в некотором смысле уникальной масштабной модели.

Всем удачи и пока.