– Сергей, – окликнула поджарая женщина с седыми волосами.
Мужчина средних лет медленно поднял глаза, ему потребовалось несколько секунд, чтобы сфокусировать взгляд и понять, кто назвал его по имени.
– Опачки! Маман! Явилась, не запылилась, – он стал размахивать руками и, пытаясь изобразить реверанс, чуть не упал лицом в асфальт. Он с больши́м трудом овладел своим телом и попытался встать прямо, вцепившись в спинку скамьи, на которой сидела женщина.
Никто бы не поверил, что эти двое – мать и сын. Они были словно из разных миров. Она – ухоженная, подтянутая женщина. Догадаться, сколько её лет было практически невозможно. Лишь взрослый сын и благородная седина, которую она не пыталась закрасить, намекала на возраст. За ней струился шлейф дорогих духов.
Он выглядел ужасно. Сальные волосы торчали в разные стороны, а местами и вовсе сбились в один большой колтун. Борода, казалось, хранила в себе все остатки еды и выпивки за последние несколько месяцев. Некогда голубые джинсы давно потёрлись и имели грязно-серый цвет. Он пах так, как пахнет банка из-под кофе, которую весь подъезд использует как пепельницу – запах дешёвых сигарет смешался с перегаром и запахом пива, которым сегодня молодой ещё мужчина лечился от похмелья.
– Если ты опять с нравоучениями – не по адресу, – мужчина громко икнул, – Как хочу, так и живу. Мне все эти твой кодирования побоку. Я взрослый мальчик, в мамке не нуждаюсь. Поэтому, не учи меня жить, лучше помоги материально, – он вытянул вперёд руку ладонью вверх.
– Боже, в кого ты превратился, – едва слышно сказала женщина, стараясь дышать через раз, чтобы не потерять сознание.
– Пш-шш-ла, – мужчина, пытаясь отмахнуться от матери, как от назойливой мухи, потерял равновесие и неуклюже шлёпнулся на землю, – А это всё ты виновата. Это из-за тебя я такой. Не нравится, а ты смотри, – растягивал он слова, раскинув руки в стороны, – Надо было тебе пихать меня туда, к чему способности были у моего папаши, а не у меня? Надо было отвадить мою невесту, которую я любил больше жизни? – мужчина резко замолчал, – Не-на-ви-жу, – процедил он, и его глаза, казалось, налились кровью.
– Ты на всём готовом хотел жить. А так не бывает. Но теперь живи как знаешь, я не вмешиваюсь. Отцовское наследство ты получил – живёшь теперь в шикарной квартире, которую, конечно же, превратил в помойку. Ребёнка за собой не тяни. Отдай мне внука, – в голосе женщины едва прослеживались нотки, выдающие переживание.
– Серёга, – послышался из подъезда женский бас, – где тебя носит, – из подъезда вышла грузная женщина лет сорока. Она была одета в ночную сорочку, которая явно давно не стиралась. Волосы её были небрежно собраны в дульку.
Она невидящим взглядом окинула площадку перед подъездом.
– Ой, – женщина попыталась прикрыться рукой, – У нас гости, а я не одета, – из неё вырвался гортанный смех, который тут же подхватил Сергей, который пытался подняться на ноги.
– Она не к нам. Она к мелкому г0внюку, – пояснил Сергей.
– Ещё чего! Нам только благодаря пособию на хлеб и хватает. Решила заграбастать себе и ребёнка и наши денежки? – Извините, подвиньтесь.
– Я хорошо заплачу. Столько, что вам до конца жизни хватит, – в голосе женщины звучала сталь.
– А если мы откажемся? – с наглым видом спросила мать мальчика.
– Я всё равно заберу ребёнка. Только вы не только ни копейки не получите, но и должны ещё останетесь. Мои возможности ты знаешь, Сергей, – она с горечью посмотрела на человека, в которого когда-то вложила всю душу.
Сергей с сожительницей долго торговались, хотя и сумма, которую изначально назвала женщина, их вполне устраивала. Через несколько месяцев седовласая женщина вновь появилась у подъезда. Документы были готовы, и теперь она являлась законным опекуном для своего пятилетнего внука.
Она поднялась в квартиру на пятом этаже. Всюду лежала пыль и пахло грязью.
Она отдала сыну конверт, содержимое которого он с сожительницей тут же высыпал на стол. Глаза обоих светились при виде денег. Сергей, взяв несколько купюр и пообещав скоро вернуться, выбежал из квартиры.
Сожительница раскладывала деньги на столе ровными стопочками.
Седовласая женщина прошла в спальню, где когда-то рос её сын. На полу у батареи среди грязного белья сидел худенький мальчик.
– Ну здравствуй, Андрюша, – женщина аккуратно присела на корточки перед мальчиком.
Он смотрел на неё, словно зверёк. С одной стороны его одолевал интерес, а с другой – страх.
– Я твоя бабушка, Андрюш, – женщина медленно протянула яблоко. Мальчик с интересом и опаской наблюдал за незнакомкой.
– Бабушка? – недоверчиво переспросил он, – Почему я раньше тебя не видел? Почему ты не приходила к нам в гости?
– Я не могла, малыш. А сегодня смогла. И я хочу, чтобы ты поехал со мной.
Андрей испуганно покосился на дверь. Он никогда не переступал порога квартиры. Все его прогулки и игры проходили на небольшом балкончике или на широком обшарпанном подоконнике.
– Мама не разрешает мне выходи́ть из дома, – шёпотом сказал мальчик, боясь, что мама услышит.
– Сегодня разрешает, – женщина встала и, расправив брюки, протянула малышу руку, – Пойдём, – уверенно сказала она.
Он неуверенно протянул ей навстречу свою тоненькую ручонку, и они вместе вышли из комнаты. Мать мальчика даже не посмотрела на сына, когда тот на секунду остановился возле неё.
– Вещи там, – сухо кинула сожительница, но седая женщина лишь поморщилась в ответ.
Они вышли из подъезда, и Андрей стал жадно глотать ртом воздух. Он восторженно смотрел по сторонам, рассматривая деревья, машины, дома. Солнце теперь светило намного ярче, чем через пыльные окна квартиры. Звуки были для Андрея такими непривычными, что он то и дело вздрагивал и оглядывался.
Краем глаза женщина заметила, как её сын, бодрым шагом нёс в подъезд огромные пакеты, из которых доносился характерный звенящий звук.
– Впереди нас ждёт путешествие, – сказала бабушка, присев на корточки и обняв внука, – Хочешь полетать на самолёте? – спросила она у Андрея, а тот только быстро кивал.
– Это наш дом, – втянув носом запах цветущего сада, сказала бабушка, когда они с Андреем вышли из машины.
– Это что, океан? – Андрей со всех ног побежал туда, где за забором блестела на солнце вода.
– Это море, Андрюша, – женщина ласково обняла мальчика за плечи.
– А мы можем подойти ближе, – по-детски наивно спросил мальчик.
– Конечно. Мы сейчас поедим и пойдём на пляж. Будем купаться. Я научу тебя плавать, – сказала бабушка, невольно улыбнувшись воспоминаниям.
Вот она молодая девушка, которая учит своего сынишку плавать. Но тот, не желая прилагать усилий снова и снова хлебает солёную воду.
А вот снова она седая, но всё такая же прекрасная женщина учит плавать своего внука. К её большому удивлению мальчик, никогда не видевший большой воды, сразу смекает, что к чему и удерживается на плаву. А вот через двадцать минут он уже по-собачьи плывёт вдоль берега, периодически проверяя, достаёт ли ногами до дна.
Седая женщина крепко прижимает к себе худенького мальчика, закутанного в полотенце.
– Ты мой второй шанс. С тобой всё будет иначе. И судьба у тебя будет совершенно другая, – шепчет она, уткнувшись в макушку спящего внука.