Для новых читателей: этот блог посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литмаркете, на Бусти и на Литрес. Знакомлю со своими героями и мирами, объясняю детали, рассуждаю о фантастике в литературе и искусстве.
Как выглядел Пифагор Самосский, живший в 6 веке до н.э., мы не знаем - все скульптурные и прочие портреты - гораздо более поздние и вымышленные. Обычно его изображают бородатым (греки того времени носили бороды), а в одежде подчеркивается восточный акцент - считается, что он совершил путешествие в Египет (а то и с заездом в Вавилон), приобщился там к тайной мудрости местных жрецов, а потом создал свое учение, столь же научное, сколь мистическое. Именно из-за скрытности Пифагор ничего не писал, и его непосредственные ученики тоже ничего не писали - традиция передавалась только устно среди посвященных. И лишь ученики учеников, а то и кто помладше, начали записывать предания о том, чему учил Пифагор. Пифагорейские идеи оказались настолько популярными, что их влияние ощущается до сих пор.
Школьники всех стран учат знаменитую теорему ("пифагоровы штаны" - на самом деле, штанов он не носил, греки считали этот предмет одежды варварским). Философы помнят, что он первым запустил в обиход это слово, скромно называя себя "философом" ("любителем мудрости"), а не "мудрецом" ("софос").
А музыканты оперируют такими понятиями, как "пифагорейский строй", "монохорд", "пифагорейская комма" - и, естественно, "гармония сфер".
Я не буду мучить своих читателей, среди которых музыканты в явном меньшинстве, подробными объяснениями все этих премудостей.
Но пифагорейский строй всё-таки имеет отношение к интересующей нас космической тематике.
На картинке из заставки этой статьи изображена одна из легенд о Пифагоре. Якобы, идучи мимо кузницы, он обратил внимание на то, что молотки разного размера издают звуки разной высоты, причем довольно гармоничные. Вернувшись домой, он задумался над этой задачей и поставил эксперимент по вычислению точных пропорций между звуками. Построил своеобразный инструмент - монохорд ("однострунник"). Собственно, это ряд струн (вероятно, жильных), натянутых поверх ящика. К струнам были подвешены грузы соизмеримой тяжести. Передвигая их и измеряя соотношение общей длины струны к ее части, он вычислил точные значения музыкальных интервалов (промежутков между звуками).
Так он открыл, что самые простые пропорции соответствуют самым чистым (слитно звучащим) интервалам - октаве (2:1), квинте (3:2) и кварте (4:3). Их последовательность - основа "чистого" (пифагорейского) или "натурального" строя. Он, этот строй, содержится в самой природе вещей, в любом звучащем теле.
Собственно, каждый из нас может это проверить, даже не будучи музыкантом и не имея дома никаких инструментов. Если набрать дыхание, взять голосом один звук и тянуть его, попутно расширяя и сужая губы, вы услышите, как между губами зазвучит то самое - последовательность интервалов пифагорейского звукоряда. Нижний тон - основной, все, что поверх него - обертоны (буквально - "верхние тоны").
Техника горлового и обертонного пения, свойственного многим восточным народам (Тибет, Монголия, Тыва, Бурятия и др.) - это тоже пифагорейство. Всё тело уподобляется музыкальному инструменту.
А при чем тут космос?..
Связь - самая прямая. Пифагор и его последователи были убеждены, что звучит не только каждое земное тело, природное и человеческое, но и весь мир - и весь космос.
Нижний тон - Земля, воплощение материи. Чем выше, тем грубо-материального меньше: вода, воздух, огонь - и далее небесные сферы вплоть до незримого и недосягаемого Бога. И всё подчиняется строгим законам физики и математики.
Ну, красиво же?..
Стоп, стоп. Каверзный вопрос: почему люди, гуляя по Земле, ничего такого не слышат, а слышат лишь звуки, издаваемые материальными предметами и собственными голосами?
Хитрый ответ: да потому, что для нас небесная гармония - это общий звуковой фон. Мы внутри него родились и пребываем. Но некоторые изощренные души (и уши) могут, по крайней мере, разгадать тайну звучащей Вселенной!
Хм... И кто же эти умники?..
Не последние люди на свете. Причем, в отличие от Пифагора, оставившие письменные тексты. Даже печатные!
Например, великий математик и астроном Иоганн Кеплер (1571-1630).
В его трактате "Гармония мира" (1619) речь идет о пропорциональном, гармоничном и геометрически совершенном устройстве Вселенной.
И в этой книге Кеплер даже приводит музыкальные "гаммы" всех известных к тому времени планет Солнечной системы.
Вот, пожалуйста: Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, и так далее. "Гаммы" записаны в разных ключах: басовом, теноровом, альтовом (у Земли - альт!), скрипичном, сопрановом (у Меркурия - сопрано!).
Кеплер был отнюдь не единственным, кто питал полную уверенность в музыкальности космоса и верности идей Пифагора о "гармонии сфер". Примерно то же самое можно обнаружить и у французского математика и физика Марена Мерсенна ("Универсальная гармония", 1636), и у Кирхера, который поместил в начало своей "Вселенской музургии" гравюру с Пифагором, расположившимся в нижнем левом углу.
Эти идеи всплывают в шестой книге моей космооперы "Хранительница" - "Наследник", где их неожиданным образом развивает инопланетный музыкальный гений.
Но сама история "звучащей вселенной" куда обширнее, причудливее и богаче, чем я тут кратко рассказала. Продолжение, надеюсь, последует.
Читайте "Хранительницу" на Литмаркете, на Бусти и на Литрес (у Литмаркета роялти заметно больше, доход на Бусти идет прямо автору), подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Всякая помощь автору полезна и приятна.