"Россия по уровню железнодорожного комфорта впереди всех европейских государств", — так писали ещё в 1890 году в "Справочнике по российским железным дорогам".
Самые первые вагоны напоминали почтовые кареты. В каждое купе была собственная дверь с улицы, коридоров и тамбуров не было. Туалет располагался в багажном вагоне. В I классе пассажиры сидели на широких креслах с возможностью смены положения спинки, во II — на пружинных диванах с суконной обивкой. Зимой здесь была возможность согреться калёными кирпичами, а вот в III классе суровыми зимами приходилось мёрзнуть.
Первый спальный вагон
Спальный вагон построили в Ковровских мастерских в 1866 году. Здесь появились коридоры, тамбуры, боковые входные двери – то, что привычно нам и сегодня. А первой железной дорогой, на которой внедрили эти новшества, стала, конечно, Николаевская. Тогда же московский завод Бремме и Левестама начал выпускать мягкие вагоны. В каждом купе располагались диваны с подъёмными спинками. В поднятом положении эти спинки давали ещё два спальных места. Так появились знакомые нам четырёхместные купе.
Первый класс – каким он был
В предреволюционное время существовало несколько видов интерьера вагонов I класса. Появился формат креслокроватного вагона, где тремя продольными рядами были расположены кресла-трансформеры. Его сегодняшний наследник — первый класс "Сапсана".
Также сиденья могли располагаться наподобие мест в современном плацкарте: короткое с одной стороны сквозного прохода и два длинных с другой.
Была улучшена планировка купейных вагонов. В каждом купе находились два дивана, которые делились подъёмными подлокотниками на два или три места — как в бизнес-классе "Невского экспресса". Между купе могли быть разборные перегородки или внутренние двери.
Некоторое время существовали семейные вагоны из двух или трех больших отделений, в каждом из которых были предусмотрены диваны для каждого члена семьи. Идея такого отделения использована в планировке купе-переговорной поезда "Сапсан".
Сиденья и панели вагонов первого класса были обиты преимущественно малиновым трипом, стен и потолок — клеёнкой или линкрустом. Для отделки интерьеров применяли красное дерево, инкрустации, бронзу. В начале ХХ века на смену газовым рожкам пришло электрическое освещение.
Роскошные поезда
Особый уровень комфорта предоставляло Международное общество спальных вагонов, которое вывело свои проекты на российский рынок в 1891 году, с соизволения императора Александра III. Их важная конструктивная особенность — умывальные комнаты между двумя купе.
Подлинной жемчужиной имперского периода стал "Сибирский экспресс" Иркутск-Петербург. Здесь были водяное отопление, особое электропитание для каждого вагона, первые в стране вагоны-рестораны, а также вагон-салоны. В них находились купе для гимнастики с велотренажёром, пружинами, динамометром, а ещё ванная, гостиная и бильярдная. Чай подавали прямо в купе, постельное бельё меняли раз в 3 дня.
Преемниками этих дворцов на колёсах стали современные круизные поезда, например, "Императорская Россия". В них вы можете перенестись в атмосферу прошлых эпох, почувствовать себя путешественником не только в пространстве, но и во времени.
Многие из перечисленных нами удобств, доступные раньше разве что пассажирам первых классов, сегодня никого не удивят. А в поисках лучших решений для современных вагонов конструкторы обращаются к опыту своих предшественников из императорской России. О том, какие удобства нам достались по наследству от советских железнодорожников, расскажем в следующей статье!