Оказывается, Борис Годунов выбирая женихов для царевны Ксении, решил одаривать их русскими землями. Для чего он это делал?
Первым претендентом, которого выбрал Годунов для своей ненаглядной дочери, был принц Густав из Швеции. Хотя как выбрал. Принц то был еще тот. Его отца, Эрика Четвертого свергли с престола, и Густав был вынужден мотаться по Европе, спасаясь от родственников, которые хотели его убить. В результате своих скитаний он поселился в Гданьске, но там что-то пошло не так… Переписку с царем начал Густав.
После приглашения в Россию Густав спасаясь от погони, убегает из Польши и направляется в Москву. 19 августа столица России встретила Густава со всей пышностью и торжественностью достойной будущего мужа царевны Ксении.
Царь почти сразу пожаловал Густава Калугой и еще тремя городами по меньше в кормление.
Постепенно шведский "зять" настолько разбаловался, что самонадеянно возомнил себя вторым после царя Бориса. Как то узнал Годунов, что швед вызвал в Москву свою бывшую полюбовницу да еще с детьми. Густав, проживая в Гданьске, в особняке у Христиана Катера познакомился с Катериной, его женой. Она, будучи дамой замужней была не против любовной интрижки. Но дело зашло далеко. Катерина как поговаривали, имела от шведа детей. В этом видимо и была причина бегства Густава из Польши. Рогоносец-муж гнался.
Вот эта дама и появилась в Москве. По приказанию Густава его любовницу возили по столице в карете, запряженной четверкой белых лошадей. Словно царицу! Густав под влиянием этой польской "дамы" стал жестоким, вспыльчивым и высокомерным.
В те времена в России было непринято публично вести такой разгульный и не благочестивый образ жизни, и Годунов разгневался. Как же так молодая царевна Ксения и такое непотребство: жених еще не стал мужем, а уже изменяет дочери с другой. Так еще и имеет детей на стороне. В общем, в 1601-м году Густава прогнали прочь, но не из страны, а в Углич. Пошла тогда мода изгонять всех неугодных в Углич и там... Видимо, чтобы там пятый угол искали. Шутка.
Впрочем, в Угличе Густав не бедствовал. Этот город вместе с уездом был по факту отдан шведу в кормление. Любовницу Катерину от несостоявшегося зятя Борис велел изолировать. Примечательно и при этом показательно то, как власть уже тогда любила одаривать за счет народа всяких иностранных прохиндеев-авантюристов. Густав до самой своей смерти в 1607-м году получал ежегодное содержание, как и при живом Годунове. Он пережил Лжедмитрия Первого и успел пожить при Василии Шуйском, который не отменял поручение царя Бориса.
Со вторым претендентом на руку Ксении было тоже интересно. Им стал брат самого императора Рудольфа Второго Максимилиан, из рода Габсбургов. Тут Годунов пошел в разнос. Он разделил Тверское княжество сразу на три части, между Русским царством, императором и будущим мужем царевны Ксении. Но из-за вопросов веры брак не состоялся. Испанский король Филипп Второй и Сигизмунд Третий, которые были родственниками жениха царевны Ксении не дали добро.
Сам Рудольф тоже был не против того чтобы стать зятем Бориса, раз тот предлагал в вечное владение Тверское княжество и возможность раздела Речи Посполитой на три части. Неужто , тогда созрел замысел ее раздела. Но вопрос вероисповедания и местопребывания жениха и тут стали камнем преткновения.
Но если бы это все. На роль очередного жениха Ксении претендовал еще один представитель Габсбургов Максимилиан Эрнст Австрийский. Он был сыном Карла Второго Австрийского, который приходился императору двоюродным братом и одновременно был братом польской королевы Анны. По понятным причинам брак тоже не состоялся. Скорее всего, при смене веры женихом, Борис подарил бы ему кроме Твери еще чего-нибудь от русского пирога. Но, увы и ах!
Впрочем, были и другие кандидаты в зятья Борису, один из которых реально мог стать удельным русским князем. Его звали Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский, датский принц. Он согласился поменять вероисповедание и стал изучать русские обычаи и язык. Но и тут осечка, Иоанн умер от неизвестной болезни. Уж не отравили ли его? Удачный союз России и Дании не нужен был католической Европе. В конце октября 1602-го года принц умер.
Годунов одаривал потенциальных мужей Ксении с целью привязать их к России. Они должны были не только поменять веру, но и постоянно жить в пределах государства Российского, то есть стать удельными русскими князьями. Отмечу, что продлись династия Годунова и далее, это нововведение Бориса не привело бы ни к чему хорошему. Новая удельная распря, да еще в 17-м веке.
К счастью для России, что браки Ксении с иностранными претендентами в особенности из Габсбургского дома разорвались. Если бы этого не произошло, то верно во времена Смуты в Россию хлынула бы еще и императорская армия. Появление претендента на Тверское княжество могло еще больше усугубить положение в стране. И без того "весело" было. Но в целом судьба царевны Ксении очень трагична.
Дорогие читатели, с радостью жду ваши подписки и комментарии!
Лайк или репост этой статьи поможет ее продвижению!
Статья по теме: