90 килограмм золота лежат в пади Большие Коты.
Просматривая свои старые фотографии, я наткнулся на фотографию остатков драги. Той самой драги, которая принадлежала институту ИРГИРЕДМЕТ, в котором я проработал лет 14-ть. То ли ностальгия, то ли пытливое любопытство, желание узнать судьбу близкой мне по духу машины, дали толчок к поднятию истории золотодобычи на Байкале. От Иркутска пару часов на теплоходе и я ступаю на исторический золотоносный берег.
Стариков, кто работал на этой драги, уже нет в живых, но остались дети, которые и поведали мне всю историю дражного флота «Байкал Золото».
Первое упоминания о золотодобычи в Котах относится к 1856 году. Работал Меркурьевский прииск. Старательская золотодобыча велась от пади Черная до пади Кадильная. Добыча велась вручную, отмывали породу на бутарах. При Николае II старатель добывал золотого песку на рубль в день. Не плохой заработок по тем временам.
На серебряный Николаевский рубль можно было купить пять килограмм мяса или два ведра молока или полтора пуда муки, а погулять в трактире и 15-20 копеек хватало.
В революционные годы данных по добычи нет, но явно, работящие мужики не сидели дома и не махали красными знамёнами, а добывали золотой песок, дабы прокормить семью. Сколачивали семейные артели, где и женщины и мужчины впахивали на равных. Тут тунеядцев не держали, принцип прост, чем больше породы перетаскаешь и промоешь, тем больше золота добудешь. Добыл, тайной тропкой в Иркутск сходил и получил звонкую монету в обмен на золотой песок. Семья одета, обута и сыта.
Оборудование для добычи простое: шлюз, сколоченный из досок и покрытый мешковиной. В старину шлюз называли колодой. Грохот (сито, через которое просеивают породу, чтобы не пускать на шлюз ненужный материал), лопаты, кайло, тачки да сильные руки и крепкие спины. «Бери больше, кидай дальше; пока летит – отдыхай» - неизменный девиз всех старателей. Шлюз устанавливался в реке, так чтобы вода смывала породу. Тачками свозили золотоносную породу и ссыпали на шлюз. Вода быстро делала своё дело, унося песок и гравий, оставляя на дне шлюза крохотные частицы желтого металла.
Как сделать шлюз для добычи золота собственными руками читайте на моём канале.
Зимой золото добывали со льда Байкала, с помощью ковша на длинной ручке. Выдалбливали майну и черпали породу со дна, с какой глубины достать могли. На костре грели воду и тут же на льду промывали на шлюзе. Работёнка еще та, в ледяной воде пурхаться.
В 1931 году, молодое советское государство разрешило мужикам добывать драгоценный металл и вплоть до 1953 года скупало золото, обменивая его на боны. Боны – заветная бумажка на которую в голодной стране можно было купит муку, сахар, сапоги и любой другой дефицитный товар и ценилась боны выше обычных денег.
После смерти Сталина в 1953 году боны в СССР отменили, а мужикам запретили мыть золото под угрозой суровой статьи 88-й запрещающей операции с валютными ценностями, к которым относилось и золото. Можно было схлопотать реальный срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества и отправится мыть золото на Колыму, но уже легально, правда под конвоем.
Когда появилась первая драга на Байкале, история умалчивает, я думаю в середине 30-х годов. О чем свидетельствует найденная на коробе оборудования табличка завода изготовителя «Завод Горно-обогатительный Котлякова», вероятней всего это Ленинградский завод, переименованный в 1929 году из «Металпром».
Статья из серии #где искать золото
Остатки драги на реке Котинка
Драга, судя по найденным в полутора километрах от берега Байкала останкам, была небольшая. GPS координаты драги 51.917175, 105.072231.
Два прямоугольных, плоскодонных деревянных понтона метров 10 в длину и 2 в ширину. Они собраны из досок толщиной в три дюйма. Борт двойной и между бортами залит бетон, вероятно это балласт, который располагается не на дне, как у всех судов, а вдоль бортов. Ширина черпаковой рамы сантиметров 70. Дражные ковши в 50 литров.
Драга так и называлась – пятидесятилитровая. Глубина черпанья метров семь, не больше, судя по длине черпаковой рамы.
Черпаковую раму я нашел на берегу Байкала, удивительно как её не утащили на металлолом.
На драге работало 2-3 человека. Электричество для работы драги подавалось с береговой дизель электростанции, её остатки мы нашли на правом берегу, GPS координаты 51.918786, 105.072172. Передвигалась драга по реке с помощью ручных лебёдок.
По разным данным на Байкальском участке работало 2 или 3 драги. Мы нашли остатки только двух драг.
Первоначально драги отмывали прибрежную зону Байкала от р.Малая Котинка до Скрипера в пади Сенная. Позже, одна из драг начала подыматься по реке Б.Котинка и прошла 4 километра. Ширина речной россыпи метров 80, золотоносные пески находятся на глубине 1-2 метра и содержат 200 мг золото на кубометр породы. Мощность песков 2,5 метра.
Последнее промышленное золото в Котах добыли в 1968 году, на этом славная история дражного Байкальского флота завершилась. А причина простая. Советское производственное объединение «Лензолото», в которое входили все золотодобывающие предприятия Иркутской области, находится далеко в Бодайбо. Ему 10 кг с Байкальской драги, как слону дробина, а хлопот со снабжением и сохранностью золота удалённой байкальской флотилии полно. Лензолото добывало в те времена больше десяти тонн золота, данные секретные по тем временам.
Лензолото передало драгу на Б.Котинке под экспериментальную базу иркутскому институту «Иргиредмет», который в те годы был головным НИИ золотодобывающей промышленности СССР Сотрудники Иргиредмета проводили на драге эксперименты по извлечению золота.
Но, потом и Иргиредмету в силу политических и закулисных обкомовских распрей работа с драгой стала неинтересной, так как с ней было много хлопот. Драга работала от дизельной электрической подстанции. Топливо завозили зимой по льду, летней дороги в Коты и сейчас нет. Нужно было держать 3-4 рабочих на драге, транспорт, плюс обеспечивать сохранность золота и его транспортировку в Иркутск, хлопотно это и по шапке получить можно от очередной проверки. А золото не в счёт, оно государственное.
Выражаю глубокую благодарность Нина Иннокентьевне Помазкиной, библиотекарю, сохранившую историю золотодобычи на Байкале. Бережно хранящую уникальные старинные фотографии запечатлевшие моменты истории.
Книга-учебник "Где и как искать золото. Практическое руководство".
Читайте. Приобрести книгу можно на сайте школа-старателя.рф
Автор Рудольф Кавчик,
г.Иркутск, сентябрь 2016
Фотографии из личного архива автора.
Материал перенесён с личной странице в ВК
Статья из серии #где искать золото
P.S. Хотите больше узнать о добыче золота?
Тогда, подписывайтесь на мой канал. Ставьте лайки. Рудольф Кавчик