Найти тему
Без музыки совсем не то

Kiss «Creatures of the Night», 1982 г. ~ мощный хэви-металлический удар американцев по мировому рынку тяжелой музыки

В 1982 году американская рок-группа Kiss переживала очень серьезные трансформации, как в направлении последующего музыкального стиля, так и в составе музыкантов. В октябре того же года появился очередной альбом группы «Creatures of the Night», записанный без постоянного лидер-гитариста, и над которым поработали с десяток приглашенных музыкантов. Но самое главное, что это был первый альбом «Киссов», полностью записанный в стиле хэви-метал, и до сих пор имеющий статус самого тяжелого произведения группы.

Kiss «Creatures of the Night», 1982 г.
Kiss «Creatures of the Night», 1982 г.

Музыкальные пути группы Kiss очень извилисты, и ни один альбом группы, по большому счету, не похож на другой. «Киссы» экспериментировали на самом широком музыкальном поле, начав с хард-рока, но очень быстро переместившись в категорию панка. Потом пошли поиски других высот, на альбомах группы появляются эксперименты в диско, немного в фанке, регги и даже джазе, и постепенно панк-рок группы перерос в чистый рок-н-ролл на грани попсы. Правда, рок-н-ролл все же был основой музыки группы с самого начала, но только ментальной, потому что часто он заслонялся другими музыкальными фракциями, причем очень сильно.

В 1981-м году Kiss вдруг резко перешли на ниву арт-рока с использованием прогрессива и металла, но все же это был именно арт-рок в своем самом классическом, симфоническом воплощении. Однако после провала этого «симфо-металла» музыканты решили в основном покончить с экспериментами, тем более что состав группы сменился на 50%, и теперь основатели группы Джин Симмонс и Пол Стэнли могли распоряжаться опцией выбора музыкального направления без всяких помех. И они решили пуститься во все тяжкие, то есть освоить набиравший тогда в Европе и Америке популярность хэви-метал.

Группа Kiss в конце 1982 года на гастролях. Слева направо - Симмонс, Стэнли, Винсент, Карр
Группа Kiss в конце 1982 года на гастролях. Слева направо - Симмонс, Стэнли, Винсент, Карр

Я хорошо помню 1983 год, когда у нас на «туче» появилось очередное творение Kiss «Creatures of the Night» 1982 года выпуска. И тут следует отметить, что в то время у нас «Киссы» уже потеряли свой культовый статус, и если и ценились их альбомы, то только те, которые выходили до 1978 года, включая сольники музыкантов. А все, что было позже – приводило к разочарованию, разве что «Династия» еще котировалась, да и то не очень. Удар по фанатам был нанесен альбомами «Unmasked» (1980 г.) и «Music from The Elder» (1981 г.), которые считались упадочными.

И тут вдруг появился альбом 1982 года, представивший совершенно другую музыку, тяжелую и бескомпромиссную. Да, на «The Elder» музыка тоже была тяжелая, но, если так можно выразиться – совершенно компромиссная. Хэви-метал там присутствовал, но только как оформление в некоторых особо патетических местах.

А вот «Creatures of the Night» был полностью хэви-металлическим, без всяких яких, и никаких арт-роков или панк-роков тут не слышно. Как сказал один из моих друзей-рокеров той поры, «Киссы» отпустили все тормоза, вознамерившись по тяжести перекрыть британцев Judas Priest и Iron Maiden, и немцев Scorpions и Accept, попутно заткнув за пояс и швейцарцев Krokus, которые тоже начали очень хорошо осваиваться в хэви-металле.

Я тоже думаю, что им это прекрасно удалось на конкретно американском рынке, особенно учитывая очень подходящий к новому направлению стиль игры нового барабанщика Эрика Карра, кумиром которого наверняка был легендарный Джон Бонэм, больше популярный в США, чем в Европе. А новые стилевые решения явно были позаимствованы у Black Sabbath, хотя, конечно же, не в таком мрачном варианте, а с чисто американским охватом всей музыкальной аудитории.

Альбом Kiss «Creatures of the Night», 1982 г., американский выпуск
Альбом Kiss «Creatures of the Night», 1982 г., американский выпуск

И смена направления вдруг пошла на пользу, так как альбом умудрился достичь 45-й позиции в чартах США и 22-й - в британских списках популярности, против 75-й и 51-й соответственно у его предшественника. Правда, «золотого» статуса в Америке (500 тысяч проданных копий) «Creatures of the Night» достиг только 12 лет спустя, тем не менее, он оказался успешнее, чем «The Elder» почти в два раза.

Лейблы американского выпуска
Лейблы американского выпуска

В общем, новый диск «Киссов» на наших советских «тучах» всех удивил, и хотя от этого он не стал цениться выше предыдущих, тем не менее, о группе снова начали отзываться очень тепло даже те, кто до этого «парафинил» ее предыдущее попсовое творчество.

Внутренний конверт для пластинки
Внутренний конверт для пластинки

И на самом деле – это был классический хэви-метал, причем бескомпромиссный в полном смысле этого слова, потому что немцы и англичане свой хэви-метал все же базировали на харде и даже проге, который они играли до этого. А вот Kiss как бы начали с чистого листа, а так как высокие композиторские данные Симмонса и Стэнли принципиально не вызывают никаких сомнений даже у их оголтелых критиков, то альбом и на самом деле получился убойный.

Японское издание альбома
Японское издание альбома

Другое дело, что начиная со следующего альбома «Киссы» стали медленно, но верно «сползать» с хэви-металлического стержня, возвращаясь к любимому ими хард-року, но это уже совсем другая история. Я считаю, что следующие четыре альбома снова показали склонность Kiss к экспериментам, хотя стезя металла и была наиболее удачной. Однако это уже был не хэви-метал, а нечто, которое западные специалисты определили, как поп-метал, а у нас в СССР тогда такую музыку называли «новой металлической волной», ассоциируя ее с попсовой «новой волной», только имеющей признаки металла.

Лейблы японского издания
Лейблы японского издания

И еще интересный момент. На конверте альбома были указаны те же музыканты, с которыми был записан и предыдущий альбом, то есть Симмонс, Стэнли, Фрили и Карр. Однако на самом деле в записи альбома участвовала когорта самых разных музыкантов, в основном гитаристов, а Эйс Фрили был указан на конверте только «по блату», на самом деле он вообще не участвовал в его создании. Все эти моменты, когда приглашенные музыканты играли в разных песнях свои собственные партии, я отмечу ниже.

Приглашенные гитаристы, работавшие над альбомом (фото наших дней), слева направо - Robben Ford, Steve Farris и Adam Mitchell, последний, кстати, был и соавтором песен 1 и 5
Приглашенные гитаристы, работавшие над альбомом (фото наших дней), слева направо - Robben Ford, Steve Farris и Adam Mitchell, последний, кстати, был и соавтором песен 1 и 5
Бас-гитаристы, которые работали над альбомом - Mike Porcaro и Jimmy Haslip
Бас-гитаристы, которые работали над альбомом - Mike Porcaro и Jimmy Haslip

Всю музыку для альбома написали Симмонс (№№ 2, 4, 6, 8, 9) и Стэнли (№№ 1, 3, 5, 7), а за текстами пришлось обращаться к сторонним специалистам, вплоть до таких известных уже тогда звезд, как Брайан Адамс и Адам Митчелл. Кстати, тексты для трех песен на второй стороне диска написал и будущий лидер-гитарист Kiss Винни Винсент, который на этом альбоме отработал всего лишь как приглашенный музыкант, потому что официально в состав группы он был зачислен только в декабре 1982 года, через два месяца после выхода альбома.

Сторона 1:

1). Creatures of the Night (4:02) «Порожденья тьмы ночной». Весьма зачетный хэви-металлический боевик, блестяще исполненный Полом Стэнли. Интересно, что это единственная композиция на диске, очень сильно похожая на те тяжелые боевики, которыми был укомплектован предыдущий альбом «The Elder». На этой песне партии бас-гитары исполняет наемный музыкант Майк Поркаро из группы Toto. Лидер-гитара – еще один наемник Стив Фаррис, ему на гитаре помогает Адам Митчелл. Кстати, именно Фаррис рассматривался как замена Фрили, а вовсе не Винсент, но его кандидатура была позже исключена, потому что концертный имидж этого музыканта совершенно не соответствовал имиджу Kiss.

2). Saint and Sinner (4:50) «Святой и грешник». Считаю эту песню одной из фишек альбома. Симмонс тут в ударе, в ударе и Винни Винсент, сыгравший все гитарные партии без всяких помощников.

3). Keep Me Comin' (3:55) «Держи меня в курсе». Вообще-то Симмонса по вокальным данным я ставлю выше, чем Стэнли, но тут последний выдал полный высший класс. Винсент отыграл на лидер-гитаре, на ритме слабал Стэнли.

4). Rock and Roll Hell (4:11) «Рок-н-ролльный ад». Еще один шикарный номер Симмонса, можно даже сказать – эпический. Тут на всех гитарах без всяких помощников отыграл некий блюзовый гитарист Роббен Форд, который очень сильно потом удивлялся тому, что поучаствовал в записи альбома, который по стилю так далёк от его музыкальных предпочтений. Но справился он на отлично.

5). Danger (3:54) «Опасность». А это – произведение Стэнли, чем-то мне напоминает старый эпохальный боевик Kiss «Love Gun», только без фирменных гитарных наворотов. На басу играет джазовый (!) бас-гитарист Джимми Хаслип, на лидер-гитаре – Винни Винсент, на ритме – сам «сэр» Пол Стэнли. Кстати, Хаслип заключил контракт с Kiss на запись басовых партий на пяти песнях, но в итоге засветился всего на одной.

Сторона 2:

6). I Love It Loud (4:15) «Я люблю слушать это громко». Это типичная «кричалка» Симмонса, он такие любит сочинять и исполняет с очень большим вдохновением. На всех гитарах играет Винни Винсент. Ну, под понятием «все гитары» имеются в виду все гитары, кроме баса, тут на ней отыграл Симмонс. На приведенном ниже ролике в качестве лидер-гитариста показан Эйс Фрили, но на самом деле он снялся только для этого видео, а так в записи альбома, как писалось выше, не участвовал совсем никак.

7). I Still Love You (6:06) «Я все еще люблю тебя». Прекрасная баллада Пола Стэнли, на бас-гитаре отыграл барабанщик Эрик Карр, а на лидер-гитаре, включая, естественно, соло, снова забацал Роббен Форд.

8). KiIIer (3:19) «Уббиййца» (слово по цензурным соображениям пришлось немного исковеркать). Шикарный супер-боевик от Симмонса, все гитары отыграл Винни Винсент, Симмонс – на басу.

9). War Machine (4:14) «Военная машина». И еще один супер-боевик от Симмонса, кстати, тут он играет на ритм-гитаре, а Винни – на соло.

В заключение следует сказать, что над альбомом также трудился и постоянный кореш «Киссов» - Боб Кулик, брат гитариста Брюса Кулика, проработавшего в Kiss лидер-гитаристом с 1984 по 1996 годы, а ныне выступающего с Grand Funk Railroad. Однако ни одна из звуковых дорожек с его гитарой на окончательную версию так и не вошла.

Тоже самое касается и гитариста Дика Вагнера, который когда-то очень хорошо потрудился над альбомом Kiss «Destroyer» (1976 г.), а потом стал штатным гитаристом группы Элиса Купера. Он тоже что-то записывал, но его творчество на альбом «Creatures of the Night» так и не попало.

Два гитариста, участвовавших в записях, но на альбом так и не попавших - Боб Кулик (слева) и Дик Вагнер (справа). Рядом с Вагнером - Элис Купер
Два гитариста, участвовавших в записях, но на альбом так и не попавших - Боб Кулик (слева) и Дик Вагнер (справа). Рядом с Вагнером - Элис Купер

И еще: мало кто знает, что вместо Эйса Фрили на роль лидер-гитариста Kiss претендовал Эдди Ван Хален. У него были очень сильные разногласия со своим фронтменом Дэвидом Ли Ротом. Об этом написал в своей автобиографии Джин Симмонс, и он сказал, что не хотел развала такой прекрасной группы, как Van Halen, к раскрутке которой сам приложил очень много усилий. Именно поэтому он и уговорил Ван Халена отказаться от своей затеи стать гитаристом Kiss.

Кстати, в 1982 году прослушивались и такие известные ныне гитаристы, как Ричи Самбора и Ингви Мальмстин, но по тем временам Симмонс и Стэнли не обнаружили у них особых талантов, которые помогли бы им заменить Фрили. Такими талантами, по-видимому, обладал только Винни Винсент, которого, впрочем, вскоре пришлось уволить, наверное, из-за их чрезмерного переизбытка.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ KISS НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Альбом Kiss «Monster», 2012 г. – достойное, и даже убойное завершение граммофонной карьеры знаменитой рок-группы

Альбом Kiss «Music from «The Elder», 1981 г. – первый и последний концептуальный альбом группы

Альбом Kiss «Rock and Roll Over» в начале 1977-го довел общие достижения группы до четвертой «платины»

Kiss «Hotter than Hell», 1974 г. ~ стандартный альбом группы, не хуже и не лучше других, более успешных

Первый фактический альбом «Kiss» был выпущен не в 1974-м, а в 1972-м, и назывался он «Wicked Lester»