В картинах на исторические темы перед художником стоит сложная задача. Передать внешность участников событий - далеко не самое важное. Более значимо и сложно - сообщить зрителю психологическую обстановку события. Картина Василия Сурикова "Меншиков в Берёзове" - пример, когда художник блестяще справился со своей задачей.
Масштабное полотно (169х204 см) было представлено публике в 1883 году. О том, как у художника возник замысел этой композиции, сохранились его собственные воспоминания. Вот, например, как говорил об этом моменте Суриков в беседе с другом Волошиным: «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню — в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми. (Женился я в 1878 году. Мать жены была Свистунова — декабриста дочь. А отец — француз.) В избушке тесно было. И выйти нельзя — дожди. Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел?» И вспомнил! Меншиков!
Таким, как на портрете - блестящим баловнем - представляется Меншиков чаще всего. А у Сурикова мгновенно возник совершенно другой образ, ранее никем не воспроизводимый. Изгнанный опальный Александр Данилович в ссылке со своей семьей.
Чувствуете, как в кратком рассказе о моменте возникновения замысла картины четко выставляется акцент на том, кто был рядом с художником в том самом "восемьдесят первом" и чей образ подал идею для всей композиции? Жена, любимая Елизавета (Лиля) Августовна.
В коротеньком воспоминании о жизни семьи в тесной избушке Суриков счел необходимым дать мгновенную биографическую справку о ней. Внучка декабриста, дочь француза, необычайно красивая и тонкая, она теснилась с мужем и двумя детьми в крохотной избушке в глухой деревне. Это было необходимо из-за нездоровья мужа. Деревня Перерва считалась дачей семьи, проживание там было полезным для здоровья. И Елизавете Августовне, страдающей пороком сердца, тоже было полезно проживание на природе. И именно её образ стал отправной точкой для построения всей композиции картины. Возникшую идею Суриков немедленно зафиксировал в карандашном эскизе.
После этого началась серьёзная подготовка к созданию полотна. Художник работал над многочисленными этюдами, снимал копии с фамильных портретов Меншиковых.
(Кстати, о том, чем эскиз отличается от этюда мы уже рассказывали в другой нашей публикации).
Композиционным центром картины стал не светлейший князь, а его старшая дочь, Мария. Она была обручена с малолетним императором Петром II, но навсегда осталась только царской невестой. Вместе с отцом, матерью, братом и сестрой в 1728 году она была отправлена в ссылку. Супруга Меншикова не выдержала переезда и скончалась на руках у мужа в пути. Марии, блестящей красавице, предстояла жизнь в остроге, а затем - в деревянном срубе, который выстроил отец с помощью работников.
Мария Александровна Меншикова умерла от оспы в день своего 18-летия, 26 декабря 1729 года. Двумя неделями раньше предположительно от инсульта скончался 56-летний Александр Данилович. Ни светлейший князь, ни его старшая дочь не успели узнать, что в начале декабря они были помилованы и получили разрешение вернуться из ссылки в Петербург.
Суриков не сразу решил, кого "посадить за княжну Марию" на переднем плане картины. Но однажды вечером он увидел, как его жена, изможденная болезнью, кутается в теплый плед и всматривается куда-то невидящим взглядом. Акварельный этюд, который в тот момент сделал Суриков, сразу и навсегда решил образ Марии на картине. Большого портретного сходства между Марией Меншиковой и Елизаветой Суриковой нет. Но образ царской невесты, жизнь которой безнадежно рухнула, художник хотел изобразить с "печатью смерти на лице". Увы, увидел ту самую печать он на лице любимой жены.
Образ Марии Суриковой, закутанной в темное полотнище, сразу кажется отрезанным от земной жизни. Бледная, с невидящим взглядом, она далека от всего, что происходит вокруг. Действительно, её жизнь совсем вскоре оборвется - в отличии от брата и сестры, образы которых написаны светлыми и жизнеутверждающими.
Александр и Александра Меншиковы вскоре вернутся в Петербург, их жизнь продолжится. Александр удачно женится, станет отцом 4 детей и дослужится до генерал-аншефа. Александра станет фрейлиной, проживет короткую, но яркую жизнь. Суриков дает зрителю понять, что судьба этих героев картины менее трагична, изображая их в более светлых тонах и нашедшими себе какое-то дело даже в таких условиях: Александра читает книгу, а Александр счищает восковой нагар с подсвечника.
Художник, к сожалению, совершенно точно прочитал на лице жены отрешенность и "тающую жизнь". Елизавета Сурикова умерла через неполных 5 лет после этого этюда. Всё это время она была больна, а последние 2 года жизни почти не вставала с постели. Художник, оставшийся вдовцом с 2 детьми, так больше никогда и не женился.
Вот так хрестоматийное полотно может стать иллюстрацией и для беседы по русской истории, и для рассказа о судьбе художника.
#суриков #василий суриков #меншиков #александр меншиков #история российской империи #история россии #истории реальных людей #история в одной картине