Найти тему

Две трагические истории на одной картине Сурикова

В картинах на исторические темы перед художником стоит сложная задача. Передать внешность участников событий - далеко не самое важное. Более значимо и сложно - сообщить зрителю психологическую обстановку события. Картина Василия Сурикова "Меншиков в Берёзове" - пример, когда художник блестяще справился со своей задачей.

В. Суриков "Меншиков в Берёзове" (1883). Государственная Третьяковская галерея. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Меншиков_в_Берёзове#/media/Файл:SurikovMenshikovBerezovo.jpg
В. Суриков "Меншиков в Берёзове" (1883). Государственная Третьяковская галерея. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Меншиков_в_Берёзове#/media/Файл:SurikovMenshikovBerezovo.jpg

Масштабное полотно (169х204 см) было представлено публике в 1883 году. О том, как у художника возник замысел этой композиции, сохранились его собственные воспоминания. Вот, например, как говорил об этом моменте Суриков в беседе с другом Волошиным: «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню — в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми. (Женился я в 1878 году. Мать жены была Свистунова — декабриста дочь. А отец — француз.) В избушке тесно было. И выйти нельзя — дожди. Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел?» И вспомнил! Меншиков!

Неизвестный художник. Александр Данилович Меншиков (прижизненный портрет). Источник изображения: https://annapeicheva.ru/wp-content/uploads/2021/09/Menshikov-768x949.jpg
Неизвестный художник. Александр Данилович Меншиков (прижизненный портрет). Источник изображения: https://annapeicheva.ru/wp-content/uploads/2021/09/Menshikov-768x949.jpg

Таким, как на портрете - блестящим баловнем - представляется Меншиков чаще всего. А у Сурикова мгновенно возник совершенно другой образ, ранее никем не воспроизводимый. Изгнанный опальный Александр Данилович в ссылке со своей семьей.

Чувствуете, как в кратком рассказе о моменте возникновения замысла картины четко выставляется акцент на том, кто был рядом с художником в том самом "восемьдесят первом" и чей образ подал идею для всей композиции? Жена, любимая Елизавета (Лиля) Августовна.

Елизавета Августовна Сурикова (урожд. Шаре), жена художника. Источник изображения: http://surikov-dom.com/images/Image_06.jpg
Елизавета Августовна Сурикова (урожд. Шаре), жена художника. Источник изображения: http://surikov-dom.com/images/Image_06.jpg

В коротеньком воспоминании о жизни семьи в тесной избушке Суриков счел необходимым дать мгновенную биографическую справку о ней. Внучка декабриста, дочь француза, необычайно красивая и тонкая, она теснилась с мужем и двумя детьми в крохотной избушке в глухой деревне. Это было необходимо из-за нездоровья мужа. Деревня Перерва считалась дачей семьи, проживание там было полезным для здоровья. И Елизавете Августовне, страдающей пороком сердца, тоже было полезно проживание на природе. И именно её образ стал отправной точкой для построения всей композиции картины. Возникшую идею Суриков немедленно зафиксировал в карандашном эскизе.

В. Суриков, Эскиз к картине "Меншиков в Берёзове". Источник изображения: https://s0.slide-share.ru/s_slide/5270724877787bfc0fc9c51dc4b038f5/dbb95f2e-404a-4323-94f6-c6eb0ad1107e.jpeg
В. Суриков, Эскиз к картине "Меншиков в Берёзове". Источник изображения: https://s0.slide-share.ru/s_slide/5270724877787bfc0fc9c51dc4b038f5/dbb95f2e-404a-4323-94f6-c6eb0ad1107e.jpeg

После этого началась серьёзная подготовка к созданию полотна. Художник работал над многочисленными этюдами, снимал копии с фамильных портретов Меншиковых.

(Кстати, о том, чем эскиз отличается от этюда мы уже рассказывали в другой нашей публикации).

В. Суриков. Этюды Меншиковых. Источник изображения: http://www.tphv-history.ru/books/istoricheskaya-zhivopis-surikova65.html
В. Суриков. Этюды Меншиковых. Источник изображения: http://www.tphv-history.ru/books/istoricheskaya-zhivopis-surikova65.html

Композиционным центром картины стал не светлейший князь, а его старшая дочь, Мария. Она была обручена с малолетним императором Петром II, но навсегда осталась только царской невестой. Вместе с отцом, матерью, братом и сестрой в 1728 году она была отправлена в ссылку. Супруга Меншикова не выдержала переезда и скончалась на руках у мужа в пути. Марии, блестящей красавице, предстояла жизнь в остроге, а затем - в деревянном срубе, который выстроил отец с помощью работников.

И. Таннауэр. Портрет Марии Александровны Меншиковой. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Меншикова,_Мария_Александровна#/media/Файл:MariaMenshikova.jpg
И. Таннауэр. Портрет Марии Александровны Меншиковой. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Меншикова,_Мария_Александровна#/media/Файл:MariaMenshikova.jpg

Мария Александровна Меншикова умерла от оспы в день своего 18-летия, 26 декабря 1729 года. Двумя неделями раньше предположительно от инсульта скончался 56-летний Александр Данилович. Ни светлейший князь, ни его старшая дочь не успели узнать, что в начале декабря они были помилованы и получили разрешение вернуться из ссылки в Петербург.

Суриков не сразу решил, кого "посадить за княжну Марию" на переднем плане картины. Но однажды вечером он увидел, как его жена, изможденная болезнью, кутается в теплый плед и всматривается куда-то невидящим взглядом. Акварельный этюд, который в тот момент сделал Суриков, сразу и навсегда решил образ Марии на картине. Большого портретного сходства между Марией Меншиковой и Елизаветой Суриковой нет. Но образ царской невесты, жизнь которой безнадежно рухнула, художник хотел изобразить с "печатью смерти на лице". Увы, увидел ту самую печать он на лице любимой жены.

И. Суриков. Этюд "Мария Меншикова" (портрет жены художника). 1882 г. Источник изображения: https://www.gallery30.ru/upload/iblock/b2b/b2b676bb0d4a8b00269fdfa22ee2ea0f.jpg
И. Суриков. Этюд "Мария Меншикова" (портрет жены художника). 1882 г. Источник изображения: https://www.gallery30.ru/upload/iblock/b2b/b2b676bb0d4a8b00269fdfa22ee2ea0f.jpg

Образ Марии Суриковой, закутанной в темное полотнище, сразу кажется отрезанным от земной жизни. Бледная, с невидящим взглядом, она далека от всего, что происходит вокруг. Действительно, её жизнь совсем вскоре оборвется - в отличии от брата и сестры, образы которых написаны светлыми и жизнеутверждающими.

Портрет герцогини Александры Бирон (урожд. Меншиковой). Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/196027/pub_5e6a3e5983ec3b0c32220bae_5e6a3f6a453df51135974fe0/scale_1200
Портрет герцогини Александры Бирон (урожд. Меншиковой). Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/196027/pub_5e6a3e5983ec3b0c32220bae_5e6a3f6a453df51135974fe0/scale_1200

Александр и Александра Меншиковы вскоре вернутся в Петербург, их жизнь продолжится. Александр удачно женится, станет отцом 4 детей и дослужится до генерал-аншефа. Александра станет фрейлиной, проживет короткую, но яркую жизнь. Суриков дает зрителю понять, что судьба этих героев картины менее трагична, изображая их в более светлых тонах и нашедшими себе какое-то дело даже в таких условиях: Александра читает книгу, а Александр счищает восковой нагар с подсвечника.

Елизавета Петровна Голицына-Меншикова, супруга Александра Александровича Меншикова. Источник изображения: https://i.pinimg.com/originals/3f/72/25/3f7225c74d4716d033251b827c5df2c0.jpg
Елизавета Петровна Голицына-Меншикова, супруга Александра Александровича Меншикова. Источник изображения: https://i.pinimg.com/originals/3f/72/25/3f7225c74d4716d033251b827c5df2c0.jpg

Художник, к сожалению, совершенно точно прочитал на лице жены отрешенность и "тающую жизнь". Елизавета Сурикова умерла через неполных 5 лет после этого этюда. Всё это время она была больна, а последние 2 года жизни почти не вставала с постели. Художник, оставшийся вдовцом с 2 детьми, так больше никогда и не женился.

Вот так хрестоматийное полотно может стать иллюстрацией и для беседы по русской истории, и для рассказа о судьбе художника.

#суриков #василий суриков #меншиков #александр меншиков #история российской империи #история россии #истории реальных людей #история в одной картине