Найти в Дзене

... Я не мог смотреть на эту картину без отвращения!

Оглавление

Именно такими впечатлениями об одной из работ Ильи Репина поделился с императором Александром III обер-прокурор Синода Константин Победоносцев. Нет, так он отозвался не о своем портрете кисти признанного мастера, хотя, наверное, мог бы покритиковать и его:

И.Е. Репин. Портрет К.П. Победоносцева (1903). Изображение из открытых источников
И.Е. Репин. Портрет К.П. Победоносцева (1903). Изображение из открытых источников

Константин Петрович, вы не одиноки!

Надо сказать, Константин Петрович Победоносцев был не одинок в своем мнении. Вот как высказался об этой же картине В.П. Ландцерт, профессор анатомии Императорской академии художеств:

Художник впал в шарж и непозволительное безвкусие!..

Правда, были и те, кто считал работу Репина чрезвычайно удачной:

Вот она, вещь, в уровень таланту… (И. Крамской)
Молодец Репин, именно молодец. (Л.Н. Толстой)

Многие, видевшие это полотно, рассказывают о внезапно возникающих при его рассматривании панических атаках, приступах гнева или тоски. У тех, кто взглянул на него, случались и обмороки, и истерики.

Даже сам Репин вспоминал:

Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её.

В общем, понятно только одно - равнодушным "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (в просторечии - "Иван Грозный убивает своего сына") не оставляет никого.

И.Е. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г." (1883-1885 гг.). Изображение из открытых источников
И.Е. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г." (1883-1885 гг.). Изображение из открытых источников

Проникся особым чувством к этому полотну и сам император. Да настолько сильным, что вообще запретил её к показу к публике. Так картина Репина стала ещё одним произведением живописи, подвергшимся цензуре.

Великая сила искусства

Интересно, что сама идея сюжета родилась в воображении художника в 1881 году после прослушивания симфонической сюиты Римского-Корсакова "Антар". Сильное эмоциональное впечатление от музыки наложилось на тягостные размышления об исторических и политических процессах: совсем недавно был убит Александр II, затем казнены народовольцы.

Тем же летом Репин побывал в Испании, где наблюдал настоящую корриду. В Европе он посетил выставки модных художников и увидел, что тема крови, мотив убийств чрезвычайно популярен. По собственным воспоминаниям Репина, он "заразился" темой кровавых сцен и задумал изобразить царя Ивана и его сына.

Сейчас довольно сложно понять, каким образом гибель царя от рук террориста, казнь молодых людей, часть сюиты под названием "Сладость мести", испанская коррида и некие европейские произведения живописи вызвали в воображении Ильи Ефимовича такую странную сцену сыноубийства. Тем более, что и в то время версия о причастности Ивана Грозного к гибели царевича Ивана не считалась исторически достоверной.

Эмоционально достоверные натурщики

Для создания образа царя Репин пригласил в качестве натурщиков представителей мира искусства: композитора Ивана Браламберга и Григория Мясоедова. Кстати, существуют портреты этих людей, которые не являются этюдами к картине "Иван Грозный..."

И.Е. Репин. Портрет И. Бларамберга (1884). Изображение из открытых источников
И.Е. Репин. Портрет И. Бларамберга (1884). Изображение из открытых источников
И.Е. Репин. Портрет художника Г.Г. Мясоедова (Изображение из открытых источников)
И.Е. Репин. Портрет художника Г.Г. Мясоедова (Изображение из открытых источников)

Про участие Бларамберга никаких дополнительных свидетельств найти не удалось. А вот художник Мясоедов, известный домашний тиран, отличавшийся крайней жестокостью даже по отношению к собственным детям и жене, в воспоминаниях честно написал:

«Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня...»

О том, как выглядел Иван Грозный на самом деле, можно прочитать здесь:

Образ царевича создан на основе этюдов, на которых изображены художник Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин.

И.Е. Репин. Этюд к картине "Иван Грозный и сын его Иван..." (натурщик - В. Менк). 1884 г. Изображение из открытых источников
И.Е. Репин. Этюд к картине "Иван Грозный и сын его Иван..." (натурщик - В. Менк). 1884 г. Изображение из открытых источников
И.Е. Репин. Этюд к картине "Иван Грозный и сын его Иван..." (натурщик - В. Гаршин). 1883 г. Изображение из открытых источников
И.Е. Репин. Этюд к картине "Иван Грозный и сын его Иван..." (натурщик - В. Гаршин). 1883 г. Изображение из открытых источников

Несчастная судьба Гаршина, страдавшего тяжелым психическим расстройством и покончившего с собой в 1888 году, усилила мистический ореол вокруг картины Репина. Но справедливости ради надо отметить, что второй натурщик, позировавший для создания образа царевича Ивана - Владимир Менк - умер на седьмом десятке лет, в 1920 году.

Почему картины нет сейчас в экспозиции Третьяковки?

Странное влияние этой работы Репина на людей - всё-таки факт неоспоримый. Дважды на неё покушались:

  • в 1913 году, еще при жизни Репина, один из посетителей музея бросился на картину с ножом и нанёс ей серьёзные повреждения. Сам автор был уверен, что полотно безнадежно испорчено. Но усилиями реставраторов порезу удалось устранить. А красочный слой восстановил лично Репин;
  • в 2018 году еще один посетитель схватил металлическую стойку ограждения и пробил им защитное стекло, повредил авторскую раму и разорвал в нескольких местах полотно в центральной части картины.
Повреждения, нанесенные картине при покушении 1913 года. Изображение из открытых источников.
Повреждения, нанесенные картине при покушении 1913 года. Изображение из открытых источников.
Основные повреждения, нанесенные при покушении в 2018 году (Изображение из открытых источников)
Основные повреждения, нанесенные при покушении в 2018 году (Изображение из открытых источников)

В мае 2022 года прошла пресс-конференция, на которой представителям прессы была представлена повторно отреставрированная картина. Но в экспозицию музея она пока так и не вернулась. По официальной информации, ее можно будет увидеть только после того, как будет изготовлен специальный защитный бокс. И произойдет это не раньше весны 2023 года.

Фейк, господа!

Неоднократно проведенные исследования исторических материалов, останков царевича Ивана и других источников версия о причастности Ивана Грозного к гибели наследника престола практически отвергнута. Череп Ивана Ивановича сохранился плохо и установить наличие на нем следа от удара установить не удалось.

Зато ученые определили, что содержание таких токсичных веществ, как ртуть и мышьяк, в десятки раз превышает предельно допустимые концентрации. Так что, вероятнее всего, Иван был отравлен.

Справедливости ради надо сказать, что версия о виновности Ивана Грозного была довольно распространена. Так что Репин - не единственный художник, обратившийся к этому сюжету. Вот небольшая тематическая подборка других репродукций:

Упоминание о конфликте между отцом и сыном появляется в летописных источниках и других исторических документах, относящихся к Смутному времени. Вполне вероятно что авторы этих текстов целенаправленно порочили имя русского царя.

В связи с этим в 2013 году инициативная группа потребовала убрать картину из экспозиции Третьяковской галереи, поскольку она оказывает сильное эмоциональное впечатление и создает ложную убежденность в виновности Ивана Грозного в гибели собственного сына. Позиция, конечно, радикальная. Но использовать картину Репина как историческую иллюстрацию, особенно при работе с детьми и подростками - очевидно, не самая лучшая идея. Тем более что и с точки зрения композиции и деталей её нельзя назвать исторически достоверной.

Потрясающе точно исторические детали изображали другие художники:

В отличии от братьев Васнецовых и Билибина, чрезвычайно трепетно относившихся к точности изображения деталей костюмов, обстановки, древнерусского быта, Репин относился к своей работе над историческим полотном иначе. Главным для него была передача эмоций. Возможно, именно поэтому полотно получилось таким волнующим и впечатляющим.

Другие статьи о творчестве Ильи Репина можно прочитать в подборке:

И.Е. Репин