Найти тему

Спустя 40 лет она снова с нами - в Москве открыласть эскалаторная галерея на Воробьёвых горах!

Сегодня мы расскажем о весьма интересном объекте - "чудо-лестнице", которая связывает прилегающую к станции метро «Воробьевы Горы» территорию с улицей Косыгина.

-2

История объекта начинается аж в 50-ых годах прошлого века. К концу 1950-х — началу 1960-х юго-запад Москвы стал богатым на содержание районом, новым центром притяжения города. Станция «Ленинские горы» (ныне - «Воробьёвы горы») Сокольнической линии, размещённая над рекой из соображений удешевления строительства, получила два выхода. И если вестибюль с выходом в «спортивную долину» левого берега оказался удобным во всех отношениях, то правобережный вестибюль станции вёл в лесопарк с набережной. Сверху располагался гигантский жилой район, Дворец пионеров, главная смотровая площадка столицы, открытая в 1948 году. Позже добавились ещё ряд других крупных общественных комплексов. В связи с этим было принято решение одновременно со станцией ввести в строй отдельный транспортный объект со своими собственными вестибюлями — крытую эскалаторную галерею длиной 80 метров, расположившуюся прямо на склоне.

-3

Архитекторы - А. Ф. Стрелков и В. Г. Поликарпова.

-4

Эскалаторная галерея открылась 23 июля 1959 года.

-5

Изначально на обоих вестибюлях были установлены символы метрополитена, но ввиду дезориентирующего эффекта позже они были убраны.

-6

Вход на объект был свободным.

-7

Сама галерея представляла собой 3 эскалатора длиной 90 метров каждый, крытых сверху ступенчатым навесом с видом на Воробьёвы горы через окна.

-8

С обоих концов эскалаторов были вывешены указатели.

-9

В обоих вестибюлях располагались служебные и технические помещения.

-10

Эксплуатация галереи продолжалась более 20 лет. Однако, при строительстве галере не учли одно крайне важное обстоятельство - оползневость склона, на котором располагались конструкции галереи. За время эксплуатации, из-за оползней и смещения горных пород, стены сооружения покрылись трещинами, и она постепенно пришла в аварийное состояние. После закрытия станции метро «Ленинские горы» (которая также начала разрушаться из-за добавления соли в бетон при строительстве) на длительную реконструкцию галерея просуществовала ещё некоторое время - до 1988 года.

Последний год работы галереи.
Последний год работы галереи.

Ремонтировать галерею в условиях отсутствия рентабельности посчитали нецелесообразным и в октябре 1983 года в связи с окончанием срока безопасной эксплуатации эскалаторы приостановили работу для пассажиров. По состоянию на 1988 год были прекращены даже их профилактические запуски.

-12

Позже все три эскалатора и какие-либо элементы архитектуры были демонтированы.

-13

В 2001 году верхний вестибюль снесён.

За 3 года до сноса вестибюля на ул. Косыгина.
За 3 года до сноса вестибюля на ул. Косыгина.

Входы в оставшийся нижний вестибюль были замурованы, так что попасть внутрь галереи можно было только через оконные пространства и дыры в стенах.

-15

Заброшенный никем не охраняемый объект постепенно разрушался, всё больше исключая возможность восстановления без предварительного сноса галереи.

-16

После окончания реконструкции станции «Воробьёвы горы» несколько раз предпринимались попытки восстановить эскалаторную галерею, однако все из них потерпели неудачу. В частности, в 2000 году было подписано постановление Правительства Москвы о проведении восстановительных работ, однако в 2005 году в связи со «сложностью, особыми условиями и высокой стоимостью реконструкции» оно было отменено.

2005 год.
2005 год.

Волевое решение восстановить уникальный транспортный объект было принято Правительством Москвы лишь в 2018 году, началась разработка проектной документации. Предстояло демонтировать изношенные конструкции, провести работы по укреплению склона и заново построить галерею, максимально повторив конструктив предшественницы.

Один из рендеров новой галереи.
Один из рендеров новой галереи.

В 2019 году приступили к демонтажу старых конструкций галереи.

-19

И продолжали показывать красивые картинки:

-20

Изначально авторы проекта закладывали эксплуатируемую кровлю с возможностью спуска/подъема пешком (альтернатива эскалатору для любителей прогуляться). Но для удешевления строительства от этой идеи впоследствии отказались.

-21

В 20-ом году начались работы по укреплению склона. Что было сделано: в основании была устроена плита, на которую уже будут опираться сами конструкции галереи. При этом, сама плита "подвижная" - это означает, что влияние сезонного пучения грунта и других факторов на основные конструкции сооружения минимизировано.

-22

Немного деталей о проведённых противооползневых мероприятиях: забуриваются грунтовые нагели TITAN 103x51 на глубину 33-37 м., которые сшивают между собой оползневые пласты. Всего было установлено 195 нагелей.

В течение 2021 года мы наблюдали активную работу буровых установок.

В Центре Профориентации Московского Метрополитена был представлен макет новой эскалаторной галереи.

-25

Май 2021.

Август 2021.

2022 год.

-28

В январе 2022 года началось раскрытие котлована для строительства галереи. Работы велись от верхней части склона к низу.

-29

Февраль 2022. Процесс раскрытия котлована дошел до уровня нижнего вестибюля. Начались строительно-монтажные работы, пока только в верхней части галереи.

В в котловане верхнего вестибюля начаты монолитные работы.
В в котловане верхнего вестибюля начаты монолитные работы.
-31

Март 2022 года.

Ведётся раскрытие котлована нижнего вестибюля.
Ведётся раскрытие котлована нижнего вестибюля.

Прошло всего 3 недели - и вот уже виден результат работ:

В мае на ул. Косыгина показались конструкции верхнего вестибюля.

-34

На верхнем уровне галереи принято решение разместить смотровую площадку.

-35

Работы всё более набирали темп, и уже в июне начался монтаж эскалаторов.

Смонтированы 3 эскалатора российского производства длиной 68 метров. Высота подъема составляет 34 метра.

-37

К концу лета конструкции галереи "выросли" не только в её верхней части, но и в нижней.

В августе 2022 уже приступили к испытанию эскалаторов:

К концу сентября 2022 года в верхнем вестибюле было уложено 200 квадратных метров гранитного пола и километр силового кабеля. Смонтирована балюстрада на эскалаторах и установлена вентиляция, начинался монтаж витражей на галерее.

В октябре началась отделка фасадов верхнего и нижнего вестибюлей:

-40

Для проведения внутренних монтажных и отделочных работ в холодный период года галерею "утеплили".

-41

Октябрь 2022. Тогда ещё не верилось в открытие объекта к концу года.

В официальных источниках информация подавалась осторожно - к концу будут завершены строительные работы, об открытии не упоминалось.

Ноябрь 2022. Снаружи ведутся активные фасадные работы, началось благоустройство.

-44

А внутри вовсю идёт отделка. Стены просто оштукатурены, без дополнительной отделки - отсылка к минималистичным интерьерам галереи-предшественницы.

-45

И вот настал декабрь - считанные дни до открытия.

-46

23 декабря 2022 года. В ожидании мэра спешно завершается благоустройство, параллельно вывозится строительный мусор, украшаются деревья и устанавливаются новогодние инсталляции.

Правда, работы на прилегающей территории полностью ещё не завершены. Проход к самой станции «Воробьёвы Горы» ограничен различной строительной техникой. Но уже на следующей день после открытия и здесь всё привели в порядок.

-48

И вот в 18 часов вечера галерея встречает первых пассажиров.

Воспользоваться галереей, как и в советские времена, можно совершенно бесплатно, хотя объект и находится на балансе Метрополитена. Вау! :)

-50

Продолжительность поездки на эскалаторе галерее составляет примерно полторы минуты.

Верхний вестибюль:

Нижний вестибюль:

Спустя 40 лет, жители и гости города вновь обрели удобную связку южного вестибюля станции метро «Воробьёвы Горы» и ул. Косыгина.

-54

Благодарим за внимание!

Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).