Сегодня мы расскажем о весьма интересном объекте - "чудо-лестнице", которая связывает прилегающую к станции метро «Воробьевы Горы» территорию с улицей Косыгина.
История объекта начинается аж в 50-ых годах прошлого века. К концу 1950-х — началу 1960-х юго-запад Москвы стал богатым на содержание районом, новым центром притяжения города. Станция «Ленинские горы» (ныне - «Воробьёвы горы») Сокольнической линии, размещённая над рекой из соображений удешевления строительства, получила два выхода. И если вестибюль с выходом в «спортивную долину» левого берега оказался удобным во всех отношениях, то правобережный вестибюль станции вёл в лесопарк с набережной. Сверху располагался гигантский жилой район, Дворец пионеров, главная смотровая площадка столицы, открытая в 1948 году. Позже добавились ещё ряд других крупных общественных комплексов. В связи с этим было принято решение одновременно со станцией ввести в строй отдельный транспортный объект со своими собственными вестибюлями — крытую эскалаторную галерею длиной 80 метров, расположившуюся прямо на склоне.
Архитекторы - А. Ф. Стрелков и В. Г. Поликарпова.
Эскалаторная галерея открылась 23 июля 1959 года.
Изначально на обоих вестибюлях были установлены символы метрополитена, но ввиду дезориентирующего эффекта позже они были убраны.
Вход на объект был свободным.
Сама галерея представляла собой 3 эскалатора длиной 90 метров каждый, крытых сверху ступенчатым навесом с видом на Воробьёвы горы через окна.
С обоих концов эскалаторов были вывешены указатели.
В обоих вестибюлях располагались служебные и технические помещения.
Эксплуатация галереи продолжалась более 20 лет. Однако, при строительстве галере не учли одно крайне важное обстоятельство - оползневость склона, на котором располагались конструкции галереи. За время эксплуатации, из-за оползней и смещения горных пород, стены сооружения покрылись трещинами, и она постепенно пришла в аварийное состояние. После закрытия станции метро «Ленинские горы» (которая также начала разрушаться из-за добавления соли в бетон при строительстве) на длительную реконструкцию галерея просуществовала ещё некоторое время - до 1988 года.
Ремонтировать галерею в условиях отсутствия рентабельности посчитали нецелесообразным и в октябре 1983 года в связи с окончанием срока безопасной эксплуатации эскалаторы приостановили работу для пассажиров. По состоянию на 1988 год были прекращены даже их профилактические запуски.
Позже все три эскалатора и какие-либо элементы архитектуры были демонтированы.
В 2001 году верхний вестибюль снесён.
Входы в оставшийся нижний вестибюль были замурованы, так что попасть внутрь галереи можно было только через оконные пространства и дыры в стенах.
Заброшенный никем не охраняемый объект постепенно разрушался, всё больше исключая возможность восстановления без предварительного сноса галереи.
После окончания реконструкции станции «Воробьёвы горы» несколько раз предпринимались попытки восстановить эскалаторную галерею, однако все из них потерпели неудачу. В частности, в 2000 году было подписано постановление Правительства Москвы о проведении восстановительных работ, однако в 2005 году в связи со «сложностью, особыми условиями и высокой стоимостью реконструкции» оно было отменено.
Волевое решение восстановить уникальный транспортный объект было принято Правительством Москвы лишь в 2018 году, началась разработка проектной документации. Предстояло демонтировать изношенные конструкции, провести работы по укреплению склона и заново построить галерею, максимально повторив конструктив предшественницы.
В 2019 году приступили к демонтажу старых конструкций галереи.
И продолжали показывать красивые картинки:
Изначально авторы проекта закладывали эксплуатируемую кровлю с возможностью спуска/подъема пешком (альтернатива эскалатору для любителей прогуляться). Но для удешевления строительства от этой идеи впоследствии отказались.
В 20-ом году начались работы по укреплению склона. Что было сделано: в основании была устроена плита, на которую уже будут опираться сами конструкции галереи. При этом, сама плита "подвижная" - это означает, что влияние сезонного пучения грунта и других факторов на основные конструкции сооружения минимизировано.
Немного деталей о проведённых противооползневых мероприятиях: забуриваются грунтовые нагели TITAN 103x51 на глубину 33-37 м., которые сшивают между собой оползневые пласты. Всего было установлено 195 нагелей.
В течение 2021 года мы наблюдали активную работу буровых установок.
В Центре Профориентации Московского Метрополитена был представлен макет новой эскалаторной галереи.
Май 2021.
Август 2021.
2022 год.
В январе 2022 года началось раскрытие котлована для строительства галереи. Работы велись от верхней части склона к низу.
Февраль 2022. Процесс раскрытия котлована дошел до уровня нижнего вестибюля. Начались строительно-монтажные работы, пока только в верхней части галереи.
Март 2022 года.
Прошло всего 3 недели - и вот уже виден результат работ:
В мае на ул. Косыгина показались конструкции верхнего вестибюля.
На верхнем уровне галереи принято решение разместить смотровую площадку.
Работы всё более набирали темп, и уже в июне начался монтаж эскалаторов.
Смонтированы 3 эскалатора российского производства длиной 68 метров. Высота подъема составляет 34 метра.
К концу лета конструкции галереи "выросли" не только в её верхней части, но и в нижней.
В августе 2022 уже приступили к испытанию эскалаторов:
К концу сентября 2022 года в верхнем вестибюле было уложено 200 квадратных метров гранитного пола и километр силового кабеля. Смонтирована балюстрада на эскалаторах и установлена вентиляция, начинался монтаж витражей на галерее.
В октябре началась отделка фасадов верхнего и нижнего вестибюлей:
Для проведения внутренних монтажных и отделочных работ в холодный период года галерею "утеплили".
Октябрь 2022. Тогда ещё не верилось в открытие объекта к концу года.
В официальных источниках информация подавалась осторожно - к концу будут завершены строительные работы, об открытии не упоминалось.
Ноябрь 2022. Снаружи ведутся активные фасадные работы, началось благоустройство.
А внутри вовсю идёт отделка. Стены просто оштукатурены, без дополнительной отделки - отсылка к минималистичным интерьерам галереи-предшественницы.
И вот настал декабрь - считанные дни до открытия.
23 декабря 2022 года. В ожидании мэра спешно завершается благоустройство, параллельно вывозится строительный мусор, украшаются деревья и устанавливаются новогодние инсталляции.
Правда, работы на прилегающей территории полностью ещё не завершены. Проход к самой станции «Воробьёвы Горы» ограничен различной строительной техникой. Но уже на следующей день после открытия и здесь всё привели в порядок.
И вот в 18 часов вечера галерея встречает первых пассажиров.
Воспользоваться галереей, как и в советские времена, можно совершенно бесплатно, хотя объект и находится на балансе Метрополитена. Вау! :)
Продолжительность поездки на эскалаторе галерее составляет примерно полторы минуты.
Верхний вестибюль:
Нижний вестибюль:
Спустя 40 лет, жители и гости города вновь обрели удобную связку южного вестибюля станции метро «Воробьёвы Горы» и ул. Косыгина.
Благодарим за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).