22,4K подписчиков

На память о временно закрытой трамвайной линии в Сыромятниках. Часть 1-я

2,5K прочитали

Приветствую вас, друзья!

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.

Не так давно, рассказывая о строительстве новых путей для Курского и Горьковского направлений, я упоминал, что новые пути должны пройти и над знаменитым Сыромятническим трамвайным тоннелем. Тогда, правда, я выразил надежду, что тоннель особенно не пострадает, но уже вскоре стало ясно, что это, скорее всего, не так.

И вот в прошлую пятницу линия от Курского вокзала до улицы Радио через Сыромятнический тоннель была закрыта на период строительных работ вместе с тоннелем, а вместо трамваев по маршрутам пошли компенсационные автобусы.

И, хотя, пресс-служба МЖД утверждает, что
«По согласованному Москомархитектурой проекту при развитии железнодорожной инфраструктуры предусмотрено максимальное сохранение исторического облика существующего тоннеля Сыромятнического проезда. Отделку арочных въездов в него со стороны ул. Нижняя Сыромятническая и Сыромятнического проезда выполнят в аутентичном стиле», по факту это, весьма вероятно, может быть будет уже совсем другой тоннель, без сплетения путей и с пропуском для автомобилей, так что аутентичным это место быть перестанет. А скорее всего, и насчёт порталов всё будет не так гладко, как в пресс-релизе. Словом, ещё одной архитектурной изюминкой стало в Москве меньше, а равно, как и транспортной. Это было последнее сплетение трамвайных путей в столице.

Да, уже, когда я начал писать этот текст в сети даже
подоспели картинки и клятвенные обещания Собянина, что всё сохранят в практически первозданном виде, но я ему не верю после кучи других невыполненных обещаний. Поэтому пока я не увижу результат своими глазами - не поверю.

Предчувствуя такое развитие событий в скором времени, я решил не откладывать на осень (и правильно сделал), а съездить перед отъездом на юг и поснимать эту линию и тоннель на память. Так что предлагаю вам теперь уже историческую прогулку.

1. Начнём прогулку от трамвайного кольца «Курский вокзал». Оно было введено в строй в 1952 году вместо трамвайного кольца на площади перед Курским вокзалом, где сейчас высится убогий "Атриум". Там оно появилось в 1906-м году сначала как кольцо для конки, а в 1908-м году, согласно схемам тех лет, уже действовало как трамвайное и обслуживало маршрут № 1 — Брестский (ныне Белорусский) вокзал — Курский вокзал. Затем кольцо обслуживало и множество других маршрутов, в том числе, ходивших до появления троллейбусов по Садовому кольцу.

Современное кольцо появилось вместе с трамвайной линией от Курского вокзала через Костомаровский мост (соединившись с линией через Сыромятнический тоннель к старому кольцу, открытой в 1933-м году), а затем через площадь Прямикова (ныне Андроньевскую) и Школьную улицу до заставы Ильича (ныне Рогожской) была открыта летом 1952 года.

Этот участок был построен в качестве замены закрытых 29.06.1952 года линий по Ульяновской (ныне Николоямской) и Тулинской (ныне Сергия Радонежского) улицам. Тогда же было закрыто старое кольцо и открыто нынешнее. Ещё чуть более десятка лет после открытия нового кольца продолжала действовать радиальная линия по Верхней Сыромятнической улице и улице Обуха (ныне Воронцово Поле), которая пересекала Садовое кольцо и соединялась с бульварной линией, которая действует и поныне. Эта связка была закрыта в 1963-м году во время очередного этапа закрытия трамвайных линий в центре. При этом, в отличие от многих других линий замены в виде троллейбуса она не получила.

До прошлой пятницы (27.08.2021) кольцо обслуживало маршруты: № Б — Сокольническая застава — Курский вокзал; № 20 — Красноказарменная площадь — Курский вокзал и № 24 — ДК «Компрессор» — Курский вокзал. В настоящее время в связи с закрытием движения через тоннель, маршруты Б и 20 отменены, а маршрут 24 вместо набережной Академика Туполева и улицы Радио ходит в объезд – через Костомаровский мост, Волочаевскую улицу и Красноказарменную площадь (по маршруту № 20).

Слева от кольца строится очередной многофунциональный комплекс Chkalov.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.

2. Маршруты Б и 20, к слову, обслуживались современным кольцом уже в 50-е годы. 20-й тогда ходил сюда от завода "Клейтук", затем в 1957-м году был переведён на конечную "2-я ул. Машиностроения", а затем в 1960-м году на Угрешскую. В 2006-м он на два года вновь переводился на 2-ю улицу Машиностроения, но в 2008-м вновь вернулся на Угрешку. И, наконец, с 23 декабря 2017 года маршрут № 20 следует от Курского вокзала до Красноказарменной площади вместо Угрешки (более подробно историю маршрута можно посмотреть здесь).

Маршрут Б же появился тут в 1955-м году, он ходил сюда с улицы 10-лет Октября, в 1957-м стал ходить от Белорусского вокзала но уже в том же 1957-м году был отменён и возрождён в феврале 2015 года, в связи с закрытием станции метро «Бауманская» на длительный ремонт. Тогда был организован ряд временных маршрутов общественного транспорта. И среди них - трамвайный маршрут Б Курский вокзал - Сокольническая застава мимо закрытой станции метро. Но в итоге временное стало постоянным и маршрут Б, спустя более, чем полвека вновь бороздил московские улицы до прошлой пятницы. Вернётся ли он вновь - сейчас предугадать трудно. Более подробно о перипетиях истории этого маршрута -
здесь.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-2

3. В разное время кольцо было конечной также таких маршрутов, как 2, 33 и 45, а в 1963-м году, после ликвидации линии по улице Обуха (Воронцову полю), здесь стал обслуживаться существующий ныне маршрут № 24 — Курский вокзал - 3-я Владимирская улица, затем с 1984-го года он был продлён в Новогиреево и уже совсем недавно, 14 декабря 2019-го года стал ходить до нынешней конечной - ДК "Компрессор" (более подробно - здесь). Отмечу лишь, что на сайте "Московский трамвай" давно не было обновлений, поэтому изменений последних лет там нет. Я нашёл их уже в других источниках.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-3

4. А вот и он.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-4

5. Следует отметить, что лежбище бомжей, которое здесь было ещё 15 лет назад никуда не делось, он просто переместился в сквер справа. Вот разве что цыганский табор, обитавший здесь же, куда-то съехал.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-5

6. "Морковочка".

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-6

7. Выезд на 3-й Сыромятнический переулок.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-7

8. Взгляд назад.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-8

9. 3-й Сыромятнический. На заднем плане вполне себе убогий БЦ «Дельта Плаза».

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-9

10. А вот это здание у поворота уже поинтереснее. Это городская усадьба Долгоруких. В сети пишут, что здание построено в XVIII веке в классическом стиле, но затем, как пишет Викимапия, "в 1879 году особняк перешел к некоему дворянину Ф. Ф. Биркелю, который пристраивает к нему слева трехэтажную башню по проекту архитектора М. К. Геппенера.

Полностью изменил свою внешность этот особняк при следующем владельце, купце второй гильдии Романе Богдановиче Шене, разбогатевшем на торговле шерстяной пряжей и известному в Москве своей благотворительной деятельностью. Он превратил его в 1894 году в здание, похожее более на средних размеров дворец где-нибудь в западноевропейском городе (архитекторы Б. В. Фрейденберг и В. И. Чагин).

Здесь в 1774-76 годах жил и работал иконограф П. П. Бекетов".


Вот такая история.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-10

11. Взгляд назад.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-11

12. Остановка «Поликлиника № 116», за ней развилка. Влево - Сыромятнический тоннель, прямо - Костомаровский мост, построенный в в 1941 году (инженер Ю.Ф. Вернер, архитектор И.В. Ткаченко) на месте старого Костомаровского моста. Справа - Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, состоящий из трёх разновременно построенных частей 1796–1864 гг.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-12

13. Трамвай уехал на Костомаровский мост.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-13

14. А вот и развилочка, ныне уже недействующая.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-14

15. Взгляд назад.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-15

16. А вот это кадр у меня почему-то вызвал такую школьную ассоциацию, когда младшего брата обидели и он позвал старшего, спрятавшись за его спину, а тот говорит: "Ты чё, гад такой, брата обидел?!"

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-16

17. Ну, а теперь мы выходим к тоннелю.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-17

18. Тоннель под железнодорожными путями Курского и Горьковского направлений Московской железной дороги построен в 1865 году в качестве скотопрогонного. Постепенно стал использоваться в качестве автомобильного, а затем и трамвайного.

31 января 1933 года была введена в эксплуатацию новая трамвайная линия от Бауманской улицы по улице Радио, Елизаветинскому переулку и Сыромятническому проезду до Курского вокзала. Данная линия, построенная вместо демонтируемых линий на Садовом кольце, прошла через Сыромятнический тоннель, однако, поскольку его габарит вмещал только один трамвайный путь, а перестраивать тоннель было слишком дорого, было решено построить т.н. трамвайное сплетение: одна колея заходила внутрь другой, но не соединялась в один путь. В тоннеле было организовано реверсивное движение трамваев, которое регулировалось светофорами.

В последние годы своего существования Сыромятническое трамвайное сплетение являлось уникальным и единственным сохранившимся в Москве сооружением подобного типа. Ещё одно сплетение до 2000 года было под Краснопресненским путепроводом, рядом с Ваганьковским кладбищем при въезде в старое Краснопресненское трамвайное депо, но там оно сперва было перестроено в обычную однопутную линию со стрелками, а летом 2002 года и вовсе было полностью разобрано вместе со всей линией по Беговой улице.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-18

19.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-19

20. Жаль, что кто-то испоганил его перед окончанием работы надписью "социализм".

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-20

21. Поэтому держите фото от 22 февраля 2021 года, когда её ещё не было. Ну и заодно контраст зимы и лета.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-21

22. Взгляд назад.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-22

23. Ну и ещё несколько ракурсов тоннеля на память.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-23

24.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-24

25.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-25

26. И сплетения. Сейчас клянутся его сохранить, но что будет в итоге мы не знаем.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-26

27. Вид противоположного портала со стороны Сыромятнического проезда.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-27

28. Уютнейший Сыромятнический проезд. Слева - флигель городской усадьбы М. Н. Гусевой – В. Д. Марецкой. Построен в 1807 г., перестроен в 1810-е гг. Объект культурного наследия регионального значения. Справа - жилой дом 1925-го года. Абсолютно разные эпохи, но это не бросается в глаза, как сейчас с при строительстве очередных "муравейников".

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-28

29.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-29

30. Следующее здание слева - новодел нулевых на месте относительно невзрачного дореволюционного здания, но даже тут смогли вписать новодел относительно неплохо, не испоганив общую среду.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-30

31. Новомодное общественное пространство перед Artplay'ем.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-31

32. Ещё немного тоннеля.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-32

33.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-33

34.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-34

35. Уютная улочка в общем. Теперь здесь трамваев не будет довольно долго.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-35

36. «Дом призрения с домовой церковью преподобного Герасима Иорданского». Построен в XVIII веке, затем перестраивался в 1817–1821 гг. и в 1890-е гг., архитектор Б. В. Фрейденберг.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-36

37. Взгляд назад. Красивая кривая.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-37

38. Справа - 4-й Сыромятнический переулок.

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-38

39. И, наконец, выходим к набережной Академика Туполева...

Так уж вышло, что речь вновь пойдёт о трамваях и снова в двух частях. В следующий раз обещал разбавить эту тематику другой, да и сегодня хотел, но это уж слишком актуальная и злободневная тема.-39

...но об этом читайте уже в следующей части. Спасибо за внимание. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И, конечно же, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!