Гарольд Палмер (Harold Palmer) является общепризнанным предтечей так называемого «устного метода», отголоски которого слышны и по сей день. Примечательно, что мы и не задумываемся, что это какой-то там метод, а просто используем в качестве стандартных языковых практик.
Значение Палмера трудно переоценить хотя бы из тех соображений, что он в принципе был одним из тех, кто стал задумываться, как и в какой последовательности стоит подавать материал, то есть был одним из первых создателей программ и календарно-тематических планов :)
Какие же это принципы?
Gradation. Принцип последовательности подачи и отбора материала, в частности он считал, что надо двигаться от знакомого к еще неизвестному постепенно, маленькими шажками, также приветствовал начало с небольшого набора значимой лексики
Сoncretness. Принцип конкретности означает, что лучше объяснять на примерах, а не абстрактных правилах, то есть уже тогда Палмер проповедовал позднее сформулированный принцип «учите языку, а не о языке»
Proportion и multiple line of approach. Эти принципы действуют вместе, ведь, по мнению Палмера, нужно использовать разные стратегии обучения, поскольку важно и «поверхностное», и «глубокое» чтение, и drills (повторение/отработка по шаблону), и свободное воспроизведение. Но все это должно быть не «в кучу», а в разное время, для разных целей, для решения разных задач и в соответствующих количествах.
Rational order of progression. То есть принципы, как именно правильным образом организовывать материал. Согласно этим правилам, студент должен:
- Научиться воспринимать и воспроизводить звуки.
- Запоминать целые предложения, специально подготовленные учителем.
- Научиться строить предложения по заданным шаблонам.
- Подставлять в шаблоны новые слова.
Обязательно в такой последовательности.
Этим значение Палмера не исчерпывается. О его вкладе в преподавание грамматики и лексики расскажем в следующих постах!