Найти тему
Притамбовье

Настоящие гончары. Гончарная школа «Колокол»: о керамике, душе и творческой интуиции

«Школа «Колокол» притягивает тех людей, у кого душа колокольная», – сразу отмечает Татьяна Третьякова. И в продолжение беседы рассказывает о том, почему гончарное ремесло вдохновляет, зажигает и меняет людей.

Пространство для настроения

В Тамбов гончарная школа «перекочевала» из Воронежа. Пять лет назад её создали на своей кухне молодые супруги. Год назад франшизу купили сёстры Татьяна Третьякова и Екатерина Беркетова – не менее идейные люди, решившие, что городу нужна новая творческая площадка.

Татьяна Третьякова
Татьяна Третьякова
– Давно хотели реализовать совместный проект, чтобы заниматься любимым делом. Случайно увидела сюжет о гончарном деле и загорелась идеей. Посетили с сестрой Липецк – это ближайшая франшиза – чтобы ответить для себя на два вопроса: «Что школа «Колокол» несёт? И как всё это работает?». Идея проекта понравилась, там же участвовали в мастер-классе и делали комплект посуды – чайную пару. Знаете, пью до сих пор из неё кофе и получаю неповторимые эмоции. Правда! Каждый день возникает чувство – неужели это сделала своими руками? Понимаете, ощущение эксклюзивности никуда не исчезает, – рассказывает руководитель школы Татьяна Третьякова.

Гончарная мастерская стала городским пространством для настроения. Школа задала тон, который объединил и современное искусство, и личный сеанс терапии. Поэтому атмосфера «Колокола» начинается не в мастерской, она начинается чуть раньше – ещё у входа в гончарную школу.

-3
– Много времени ушло на поиск помещения, где было бы приятно находиться и вдохновлять других. Ведь мы работаем с людьми и энергетикой, а значит, после занятий человек должен уходить наполненный и отдохнувший. Увидев это помещение впервые, мы интуитивно поняли: это то самое место, в котором хотелось создать школу – по-тамбовски уютное, душевное. Ремонт, оформление стен, зонирование и подбор мебели делали самостоятельно. Для нас это было крайне важно, – поясняет Татьяна.

Творческий хеппи-энд

Глина – своевольный материал и, прежде чем приступить к работе, надо почувствовать её, поддавшись удивительной пластичности и теплоте. Обуздать и приструнить глину точно не получится. Лепка и занятия на гончарном круге учат смирению, покою, гармонии со своими чувствами. Если ты сумеешь договориться с материалом, то получится договориться и со своим телом – руками, движениями, дыханием.

Анна Аленина
Анна Аленина
– В команде до последнего не было мастера, а потом нас нашла Анна. И мы видим: это особенный человек. Планы грандиозные. Будем развивать некоторые направления, возможно, роспись готовой керамики. Задумались об увеличении штата, ведь мастера очень сильно отдают себя, и я говорю не про физическую нагрузку, а про эмоциональную. Хочется территориально сделать школу больше, а для этого нужно дополнительное пространство, - говорит Татьяна Третьякова, руководитель гончарной школы «Колокол».

Мастер и глазуровщик керамических изделий школы Анна Аленина сравнивает керамику с загадкой: «Вроде бы делаешь одно и то же, но как только на заводе поменяли немного состав глазури – меняется всё. И из печи выходит другое изделие». В Тамбов девушка переехала из Великого Новгорода, окончила Ивановское художественное училище. Мастер – такая же свободная, как и её ремесло, о своей профессии неразрывно говорит как о получении духовной энергии:

-5
– Работа на мастер-классах даёт духовную энергию и подъём. И это отдельное удовольствие. Когда впервые села за ножной гончарный круг, мне сказали: «Почувствуй!» – и ушли. И я училась чувствовать: крутила 4 месяца по 5 часов, чтобы сделать первую маленькую вазочку. Но сама преподаю по-другому: учу сосредоточенности, внимательности. Через несколько часов гости уходят с изделием – счастливые и довольные – такой творческий хеппи-энд.

Там, где рождается душа

Перед тем как открыть школу в своём городе, сёстры прошли в Воронеже обучение гончарному мастерству. За такое время, конечно, освоить всё невозможно, и Татьяна в разговоре вспоминает правило десяти тысяч часов, которые нужно потратить, чтобы чему-то научиться. Команда школы постоянно учится сама и учит других. Это непрерывное развитие – и мастерства, и личных практик.

-6

У школы «Колокол» свой стиль – начиная от интерьера и заканчивая полиграфией. И в этом тоже своя уникальность. Керамическое оборудование – дорогое, как и материалы. Глину закупают заводскую, с карьерной в школе никогда не работали и не планируют. Почему? Природная проходит очистку от примесей и кварца и при этом остаётся не самым надёжным материалом. А в гончарном ремесле результат должен быть стабилен. От брака никто не застрахован, поэтому чтобы свести риски до минимума, мастера используют керамические массы.

-7

Поскольку всё в школе проходит через тактильные ощущения и эмоции, ученикам предлагается почувствовать материал, с которым предстоит работать. Круг достаточно капризен – сначала надо глину приручить, а потом она позволяет с собой работать. В ручной лепке больше возможностей держать процесс под контролем.

– Когда работаешь с живым материалом – с глиной – в таком изделии, как кружка или тарелка, появляется изюминка под названием душа. Да, это звучит банально, но это именно так, – уточняет Татьяна Третьякова.
-8

Елена Гридчина

Фото Алексей Бучнев

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»