О водопаде Головкинского мы знали давно, но обрывками — по рассказам на туристических форумах. Но карт, понятного описания дороги и даже фотографий хороших долго не попадалось. Пока нас не выручили любимый геокэшинг и Garmin — они помогли нам утолить жажду первооткрывательства. Итак, на календаре 25 апреля 2012 года, утром мы не спеша добираемся на троллейбусе из Алушты до Виноградного, предвкушая лёгкий поход по торной тропе...
«Прогулка по тенистому лесу, обильно орошаемому источниками, непременно доставит удовольствие. Конечный пункт поездки есть водопад, не только почти не посещаемый, но и мало кому известный, хотя он с честью выдержит сравнение с известным водопадом Джур-Джур. Затруднение в том, что он находится в дикой, мало доступной местности» — писал в 1894 году Николай Александрович Головкинский, известный гидрогеолог и краевед, в одном из своих путеводителей. Теперь, конечно, водопад, носящий его имя, не так малоизвестен, скорее наоборот — в туристических кругах знаменит, но от этого посещение его проще не становится. Главная беда, а может, наоборот, его счастье, что это замечательное место находится на территории Крымского природного заповедника, для официального посещения которого необходимы не только разрешение (которое нужно ещё суметь получить), но и сопровождение сотрудником заповедника. В противном случае — почти неизбежная в туристический сезон встреча с лесниками, а это не только штраф, а и испорченные настроение.
Но, как говорится, «если очень хочется…» — мы рискнули, и чем ближе к Первомаю, тем большим был бы риск. Вот мы и торопились успеть прошмыгнуть к водопаду, пока турист в Крымских лесах был ещё редким гостем. И нам повезло — за весь день нам удалось никого не встретить. В такой близи от Алушты — и такая глушь!
Путь до Ай-Йори и далее к водопаду всё время лежит по так называемой «Романовской» дороге — возможно, кто-то из Романовых ездил здесь на охоту или в Козьмо-Демьяновский монастырь, но, судя по всему, это средневековая колёсная дорога. Пересказывать маршрут смысла, наверное, нет — мы, да и многие другие обитатели Сети, пользовались рассказом Вячеслава Хачатуряна «К водопаду Головкинского» с сайта «Неизвестный Крым». Беда только, что описание это делалось ещё в те времена, когда о GPS туристы и не мечтали, а последняя редакторская правка текста относится к 2004 году. Как следствие — довольно путаные ориентиры и несовпадающие с реальностью метки на заповедных столбиках.
Но это после Ай-Йори, а до знаменитого родонового источника идти одно удовольствие — лес пока почти прозрачен, юный нежно-зелёный шум на глазах скрывает ветви деревьев, под ногами журчит, вокруг скворчит птичий гомон, а из травы радостно сверкают голубые огоньки — весна!
Настроившись с утра на отдых, мы так и ползли до Ай-Йори — неспешно и лениво. Да и там — у родника — позволили себе тихий, беззаботный отдых. А время-то идёт! Уходить, не сунув нос в заповедный Яман-Дере и не увидев заповедного водопада, уже просто обидно! И мы стартуем «с места в карьер» навстречу новым впечатлениям и приключениям, которые, конечно же, не заставили себя ждать.
Мы были так возмущены фразой Вячеслава Хачатуряна, что «после Ай-Йори путь ничем особо не примечателен», что, жадно фиксируя на все доступные хранилища памяти окружающие красоты, немного сбились со счёта времени — а это, похоже, главный и единственно верный ориентир в описании! Минут пятьдесят быстрым ходом от Ай-Йори по самой торной дороге, и вы выйдете на полянку, с которой уводит влево очень уверенная тропа, ведущая по орографическому правому борту ущелья Яман-Дере к искомым каскадам. Тот поворот не пропустить. А вот если пытаться наложить на теперешний рельеф старое описание, заблудиться в трёх буках ли, соснах ли — проще простого! «Левая забирает круто вверх и скоро теряется, а Вам — по правой, вниз, где виден очень симпатичный, какой-то сказочный соснячок. Минут 15 ходу, и дорога выведет Вас на неярко выраженный холмик; он совершенно неприметный, так что будьте внимательны». Представляете, сколько там сказочных соснячков и неприметных холмиков?! Мы, конечно же, поблудили. Два раза. Две петли — полчаса драгоценных минут. В результате, когда мы нашли-таки ущелье — света там уже было маловато…
Но какое красивое место — только свернув в ущелье, ещё даже не слыша водопадов, всей кожей ощущаешь дикость и масштабность окружающего мира! Воистину заповедного! Какой царь природы?! Муравей! Песчинка.
А шум невидимой внизу речки Улу-Узень всё громче, тропа всё круче, сыпучки всё чаще, и вдруг просвет — лес расступается, а мы видим мощный водный поток, низвергающийся с двенадцатиметрового уступа.
Фантастически красивый водопад, но это пока не водопад Головкинского — до него ещё минут десять пути. Хотя, если бы даже этот каскад был нашей целью — мы всё равно были бы счастливы.
Но там — выше по течению — река вдруг делает резкий поворот и мы видим громадные водные ступени, ведущие в сказочные заповедные чертоги.
Сказать, что мы были удовлетворены целью нашего похода — ничего не сказать! Это была эйфория. Уходить не хотелось совершенно! Вот и закатное солнышко пробивается время от времени в ущелье, а на волшебные каскады, кажется, можно смотреть бесконечно. Даже геокешерский тайник искать не стали, чтобы не тратить драгоценное время.
Обратный путь до Ай-Йори, несмотря на фотоостановки, показался почти мгновенным — всё-таки путь назад всегда короче. И конечно, мы не могли не залезть на вершину и пропустить такой чудесный вечер над Алуштинской долиной. Тоже ведь место — вроде и вид для Крыма не самый выдающийся, а хочется сидеть и «втыкать»… Но, наверное, не ночью — пора домой.
Спускаясь с Ай-Йори, мы наконец-то дозвонились в Тулу — поздравить подругу с днём рождения, и в беззаботном трёпе двинули по первой же подвернувшейся тропке вниз. Направление неважно — главное вниз — солнце-то уже село. Мы, конечно, спустились бы и там, и дошли бы потом почти от Изобильного до Алушты, но вовремя погоняв карту по маленькому экранчику Garmin’а, усомнились в целесообразности столь длинного пути в сумерках незнакомой тропой, очень похожей на банальный водосток… И нет бы сразу вернуться на «Романовскую» дорогу — начали метаться по оврагам, пытаясь найти ту — единственную знакомую нам дорогу, к Ильичёвке, которой мы поднимались сюда пару лет назад. Конечно, не нашли. А уже темно. И кругом одни овраги! Паниковать глупо — вот же всё рядом, но последнюю палочку-выручалочку — дорогу — не видно даже на приборе. Все линии в темноте одного цвета и похожи на изолинии высоты… Плюнули и покарабкались прямо вверх — минут пятнадцать пыхтения, и вот она — родная дорога, пусть с гостеприимными лужами, дружелюбными булыжниками под ногами, грязной кашей пересекающих её ручейков — но ведь дорога же! И не длинная — всего четыре километра до Виноградного. Какие быстрые и уютные эти километры утром, и какие бесконечные в свете фонариков! Ночные странники…
Но ничего страшного — дошли. «И никого не встретили». И даже быстро поймали попутный троллейбус! А уж дома, сочетая вкусное вино с просмотром фотографий, вообще удивлялись — чего переживали-то?! Это ж Крым — он маленький! Зато какие красоты он таит и показывает тем, кто просит!
Елена Свиридова, Андрей Илюхин. 25 апреля 2012 г.
На следующий день мы отсыпались и отдыхали в Алуште, чтобы накопить сил к походу на Чатыр-Даг «В гости к горным котикам»...