Найти в Дзене

Под Ай-Петринской стеной (3)

Хаста-Баш Налюбовались пейзажами с горы Крестовой, к которой мы пришли по дивному сосновому лесу через Михайловский источник, мы вышли на грунтовую дорогу посреди дивного, статного, величественного леса. Дорога вела вдоль русла реки Хаста-Баш, к её истоку, где нас ждал третий на сегодня геокэшерский тайник. Неприятным сюрпризом стало, что дорогу в конце концов преградили ворота, увитые колючей проволокой. Неудивительно, впрочем. Водоохранная зона! Весной, когда на яйле тает снег, Хаста-Баш бурлит и клокочет. Более 2000 литров воды ежесекундно выплёскивается на поверхность и несётся вниз, образуя пенную бурную реку. Таких крупных источников в Крыму единицы: Карасу-Баши, Аянский, Скельский, Массандровские источники и Хаста-Баш. Вместе они дают 80% общего подземного стока Крыма! В «Книге рекордов Крыма» Хаста-Баш назван самым парадоксальным водотоком полуострова. Дело в том, что многоводность любой реки зависит от количества выпадающих в данной местности осадков и площади, с кото

Хаста-Баш

Налюбовались пейзажами с горы Крестовой, к которой мы пришли по дивному сосновому лесу через Михайловский источник, мы вышли на грунтовую дорогу посреди дивного, статного, величественного леса. Дорога вела вдоль русла реки Хаста-Баш, к её истоку, где нас ждал третий на сегодня геокэшерский тайник.

Неприятным сюрпризом стало, что дорогу в конце концов преградили ворота, увитые колючей проволокой. Неудивительно, впрочем. Водоохранная зона!

Весной, когда на яйле тает снег, Хаста-Баш бурлит и клокочет. Более 2000 литров воды ежесекундно выплёскивается на поверхность и несётся вниз, образуя пенную бурную реку. Таких крупных источников в Крыму единицы: Карасу-Баши, Аянский, Скельский, Массандровские источники и Хаста-Баш. Вместе они дают 80% общего подземного стока Крыма!

В «Книге рекордов Крыма» Хаста-Баш назван самым парадоксальным водотоком полуострова. Дело в том, что многоводность любой реки зависит от количества выпадающих в данной местности осадков и площади, с которой река собирает воды. Это соотношение выражается так называемым модулем стока. Так вот — площадь водосбора Хаста-Баш всего лишь 1,6 км2, количество осадков не велико — 600 мм в год. А модуль стока — 767 л/с на км2. Подобный результат претендует чуть ли не на мировой рекорд, превышая показатели крупных рек экваториальных регионов, где ливни хлещут ежедневно. Проще говоря, по реке течет намного больше воды, чем должно. Но это площадь наземного водосбора невелика, а вот подземного — огромна! Это вся Ай-Петринская котловина. Районы пещер Каскадная, Ялтинская, Трёхглазка, Геофизическая — область питания источника Хаста-Баш.

-5

Если посмотреть на Крымские горы в разрезе, то увидели бы, что они сплошь пронизаны системой вертикальных и горизонтальных ходов. По трещинам дождевые воды попадают внутрь известнякового массива. Глубоко внизу они скапливаются, образуя водоносный горизонт из отдельных, но взаимосвязанных бассейнов. «Подземный водопровод» включает звенья самого разного размера, от незначительных трещин до огромных колодцев и галерей. Основной артерией, питающей Хаста-Баш, является пещера Каскадная — глубочайшая полость на Ай-Петри, и одна из самых глубоких в Крыму. Она уходит под землю четырьмя, расположенными почти друг над другом, вертикальными колодцами: 70, 42, 74 и 17 м. Ниже начинается длинная наклонная галерея. Это впечатляющее подземное сооружение имеет общую глубину 400 м и протяжённость 1,5 км.

Хаста-Баш подвержен значительным сезонным колебаниям. Его средний годовой расход — 223 литра в секунду. Весной количество вытекающей воды возрастает до 2300 л. Но заканчивается пора снеготаяния, и пышущая силой река превращается в жалкий унылый ручеёк. В летнюю засуху его расход не превышает 12 литров в секунду (источник). А вот к осени исток, похоже, и вовсе может пересохнуть. По крайней мере, мы в реке воды не обнаружили. Но надо всё же добраться до истока — а вдруг хоть там журчит. Мы прошлись по лесу вдоль колючки — и поняли, что и исток, и искомый тайник — внутри. Что ж, тогда ныряем под колючую проволоку!

-7
-9

Повозившись над заданием автора тайника и поломав головы, сверяя ориентирные деревья с фотографиями, мы взяли-таки кэш — прямо над самым истоком!

-10

Истока, впрочем, как не бывало. Никаких тебе бурных водопадиков и пенных струй реки — как на фото в интернете. Но само место — волшебное! Зачарованный лес… Русло из камней заросло ярко-зелёным мхом — прямо царство троллей! Низкое уже солнышко зажигало мох ярким сиянием. Мы ловили мимолётные всплески света — а они стремительно таяли. Надо было пускаться в обратный путь.

И всё-таки — до чего хорош здесь лес! Мхи, лианы-вьюнки тёмно-зелёным ковром, гирляндами… Могучие деревья, огромные замшелые камни… Восхитительная дремучесть! Лес, устланный хвоей, светился перламутром стволов и ало-рыжими всполохами скумпий. Вокруг мерцал какой-то приглушённый, будто растворённый в воздухе свет. Над вершинами деревьев нет-нет да и вспыхивали позолоченные вечерним солнцем зубцы Ай-Петри и скальные стены плато.

Уходить категорически не хотелось. Тем более, спуск к трассе представлялся прямым и скоростным. Поэтому мы, увлёкшись, пошли по дороге, но не вниз, а вверх — в гору. Жаль, но, судя по карте, никаких смотровых полянок, которые позволили бы вблизи взглянуть на могучую стену Ай-Петри, в лесу не намечалось. Но по крайней мере — мы попытались. Тропа на подъём упёрлась в резко уходящий вверх склон.

-13

Мы вспомнили о своём давнишнем обещании не штурмовать здесь гору и повернули назад. Лес всё ещё светился кое-где мерцающим, тревожащим душу светом. И один раз в просвете меж сосновых вершин мы увидели Ай-Петри — в непривычном ракурсе, сбоку, будто бы всего с одним зубцом. И одинокий вагончик спал, зависнув у самого подъёма. А прежде нам отчего-то казалось, что вагончики ночуют внутри станций… И показалось почему-то, что это немножко несправедливо и неуютно — оставлять их после трудового дня висеть вот так над лесом, на ветру…

-14

Как-то очень быстро крутой дорожкой мы вышли на трассу. Догорали последние лучи солнца на Ай-Петри. Небо сияло оранжевым и розовым. Мы пересекли дорогу, и по лесной грунтовке вышли в Алупку. Её улочки были извилисты и колоритны. Над морем сгустились свинцово-синие тучи, очень красивые в сумерках. Спуски крутыми бездорожьями, лестницы, повороты… Манящие ракурсы, чудный сумеречный свет… Вот и асфальтовая дорога, и остановка. Пара минут ожидания, и — повезло! Маршрутка до Симеиза, пусть и стоя — зато быстро!

Бесконечными туннелями меж каменных стен, уже в темноте, крутые виражи в свете фар. Вот и знакомая площадь! На минутку — в магазинчик, купить вина — и вверх по знакомой лесенке. Серая кошка прямо у кошачьего силуэта, нарисованного на стене. Чёрный котёнок — комочком на краю лестницы. Ещё пара пролётов — и вот мы дома, у нашей калитки!

Симеиз. 17 октября 2016 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

#крым #горы #айпетри #алупка