Несколько лет назад я прочитал статью о том, как житель Йемена потерял сына из-за голода. А второй его сын серьезно болел. В отчаянии, отец обратился к старцам. Старцы посоветовали ему народный способ: нужно воткнуть в грудь больного ребенка горящую палку, чтобы та высосала болезнь. И он согласился.
Зачем он это сделал? Вот его ответ: “Когда у вас нет денег, а ваш сын болен, вы поверите во что угодно.”
Примечание. Я продолжаю переводить Моргана Хаузела. Морган - один из лучших авторов, пишущих на тему финансовой грамотности. Оригинал статьи лежит тут. Большое спасибо Александру Грибанову за перевод.
Вот как это работает в реальности: то, во что вы верите, зависит от того, насколько вы хотите, чтобы это оказалось правдой. Чем больше что-то помогает вам бороться с неопределенностью, тем ниже порог доверия.
Так было всегда. Вот как описывал Великую эпидемию чумы в Лондоне Даниель Дефо: “Люди стали верить в пророчества, астрологические прогнозы и рассказы старух больше, чем когда-либо прежде". Когда страшная болезнь убивает четверть ваших соседей, вы поверите во что угодно, что способно подарить надежду.
Основатель Visa Ди Хок однажды сказал: “Мы способны практически безгранично верить во что-то только потому, что нам выгодно придерживаться этих убеждений, а не потому, что они связаны с правдой".
Представьте себе инвестора, чья стратегия сильно завязана на его убеждениях. И он не может их поменять, потому что стратегия перестанет работать.
Представьте бизнес, который пытается быть хорошим, но не замечает всего того, в чем он плох.
Чарли Мангер однажды сказал:
Включите телевизор. Вы увидите матерей жестоких преступников. Матери думают, что их сыновья невинны. Реальность для них слишком болезненна. Поэтому они искажают её так, чтобы вытерпеть боль.
В мире юристов есть закон Гибсона, который гласит: “На каждого эксперта найдется другой эксперт. С противоположным мнением”.
И вы всегда сможете найти квалифицированного юриста, который озвучит альтернативное мнение под присягой "всего" за 500 долларов в час.
Людей можно заставить поверить и защищать что угодно, потому что цель веры вовсе не в том, чтобы найти правду, а в том, чтобы оправдать прошлые деяния, защитить репутацию или дать надежду, увеличить ваши доходы или дать остальным понять, что вы из того же племени.
Основная причина нашей веры в том, что наши убеждения способны затмить правду.
Вот вам еще пара причин, почему это происходит:
Память о прошедших событиях фильтруется. Остается только главное, все остальное выбрасывается.
В конце 1940-х два психолога, Гордон Олпорт и Лео Постман, обнаружили обостряющий и выравнивающий эффект памяти.
У любого события, будь то автомобильная авария, теракт, рецессия или пандемия, миллионы причин. Мы видим эмоции людей, слышим разные мнения. Невозможно запомнить все детали, их слишком много. Поэтому в своих воспоминаниях мы сначала выделяем определенные события (обостряющий эффект). А затем исключаем другие (выравнивающий эффект).
Люди склонны обострять те детали, которые позволяют сделать историю интереснее и соответствуют их текущим взглядам, а неловкие и болезненные моменты стараются опустить.
Получается целая система формирования убеждений: то, что вы считаете правдой, основывается на вашем опыте, но вы помните только те части своего опыта, которые годятся для хороших историй, согласуются с вашими стереотипами и помогают увидеть связь между другими событиями.
Вспомните о том, насколько запутанным был финансовый кризис 2008 года. Миллиарды людей одновременно принимали сложные и эмоциональные решения. Невозможно было уследить за всем. Поэтому спустя годы люди верят только в то, что имеет для них смысл: что Федрезерв уничтожил экономику, выплаты были несправедливы, люди лишились всего.
Все это может быть правдой для одного человека, но запросто опровергаться другим, который был в той же ситуации, но запомнил другие детали. В его глазах Федрезерв спас экономику, финансовая помощь была необходима, и это была лучшая возможность для покупки акций за всю жизнь. Ваше мнение зависит от того, что вы помните.
Проблема тут в том, что подобные убеждения кажутся основанными на фактах. Но когда мы перегружены большим количеством фактов в сложной ситуации, мы выбираем наиболее привлекательные из них, чтобы успокоить наш простой ум, который любит хорошие истории.
Гораздо легче заставить себя поверить в ложь, чем признать свою ошибку. Люди меняют свое мнение реже, чем следовало бы, и из-за этого цепляются за ложные убеждения.
Приведу цитату физика Макса Тегмарка из книги “Это сделает вас умнее”:
Смысл научного подхода в том, чтобы поменять свое мнение, когда сталкиваешься с информацией, которая расходится с твоими взглядами, избегая интеллектуальной инерции. Тем не менее, многие продолжают восхвалять тех, кто упрямо придерживается своих “сильных” взглядов. Великий физик Ричард Фейнман считал недоверие к экспертам краеугольным камнем науки, но все равно слепая стадная вера в авторитеты остается широко распространенной. Логика служит основой для научных рассуждений, однако принятие желаемого за действительное, иррациональные страхи и другие когнитивные искажения продолжают доминировать при принятии решений.
Вы можете согласиться с каждым словом, но все равно испытывать проблемы с изменением своего мнения или с тем, чтобы серьезно относиться к тем, кто может его поменять. На это есть две причины.
Первая - что когда вы меняете свое мнение, вы можете почувствовать, что весь труд, который вы приложили к формированию ваших предыдущих убеждений, был напрасным. Даже намек на подобные последствия может заставить вас остаться верным своим изначальным убеждениям.
Вторая причина в том, что когда вы меняете свое мнение, сложно воспринимать новое убеждение всерьез. Новое убеждение тоже может оказаться краткосрочным и неверным, особенно в глазах окружающих.
Убеждения - это не только то, что мы знаем. Это социальные сигналы, которые помогают понять как люди их приобрели, насколько они уверены в своем интеллекте и насколько они способны делиться правдой с другими людьми.
Причем эти сигналы могут быть контринтуитивными. Нам следует искать экспертов, которые готовы изменить свое мнение. Но на самом деле мы ищем тех, кто уверен в себе настолько, что никогда этого не сделает.
Мы не заинтересованы в правде, мы заинтересованы в устранении неопределенности. И этот факт заставляет нас верить в то, что мало относится к реальности.
Ставьте лайк, если статья понравилась. Подписывайтесь на самый нескучный телеграм-канал по инвестициям "На пенсию в 35 лет". И на YouTube.