Найти в Дзене

Отопление из полипропилена, опыт сварки (пайки) труб. Советы. Рекомендации.

Вот и завершилось моя работа по монтажу отопления из полипропиленовых труб. Если у вас тоже возникает вопрос "как спаять отопление из полипропилена, или водопровод и что для этого нужно делать?". Скажу своё мнение, "это очень просто и легко". Хотя в статье напишу достаточно много советов и правил, однако, если мы, что то из этого не будем соблюдать, то страшного ничего скорее всего не произойдет. Большая часть из сказанного это рекомендации а не строгие правила.
Дело в том, что отопление металлическими трубами я попробовал варить совсем незадолго до полипропиленовых и это задачи разные по сложности, как небо и земля.

Трубопровод из полипропиленовых армированных труб которое я сделал в своем доме.
Трубопровод из полипропиленовых армированных труб которое я сделал в своем доме.

С такой работой справится даже девушка или подросток. Ну а взрослый парень или мужик, как в моем случае, это сделают без труда за пару дней.

Вот так выглядит сварочный аппарат для пайки полипропиленовых труб отопления
Вот так выглядит сварочный аппарат для пайки полипропиленовых труб отопления
Я использую самые дешёвые ножницы для пластиковых труб. Эх вполне достаточно для личных целей.
Я использую самые дешёвые ножницы для пластиковых труб. Эх вполне достаточно для личных целей.
Резать трубы удобно специальными ножницами для полипропиленовых труб. Они стоят около 500 руб. Я покупал ещё дешевле. Для личных работ, более чем достаточно будет и самых дешёвых.
Резать трубы удобно специальными ножницами для полипропиленовых труб. Они стоят около 500 руб. Я покупал ещё дешевле. Для личных работ, более чем достаточно будет и самых дешёвых.
Многие элементы отопления из полипропилена будут иметь резьбу в своём составе её придется герметизировать и уплотнять. Это можно делать льном с сантехнической пастой, сантехническим герметиком, уплотнительной лентой.
Многие элементы отопления из полипропилена будут иметь резьбу в своём составе её придется герметизировать и уплотнять. Это можно делать льном с сантехнической пастой, сантехническим герметиком, уплотнительной лентой.

Из инструментов мне потребовались. паяльник для полипропиленовых труб, ножницы для резки полипропиленовых труб (я купил самые дешёвые, их вполне достаточно) Если в системе будут резьбы, а без них никак, то потребуются гаечные ключи (газовые ключи и разводные), а так же средства герметизации резьбовых соединений (лен, сантехническая паста и смазка)

Пайка полипропиленовых труб неразрывно связана с герметизацией резьбовых соединений. По этому нам потребуется материал для уплотнения резьбы.
Пайка полипропиленовых труб неразрывно связана с герметизацией резьбовых соединений. По этому нам потребуется материал для уплотнения резьбы.

Начнем с труб. Они бывают разными, в зависимости от назначения применения.

Вот так выглядела связка полипропиленовых труб на весь мой второй этаж
Вот так выглядела связка полипропиленовых труб на весь мой второй этаж

Полипропиленовые трубы без армирования подходят для водопровода и в основном для холодного водоснабжения, но не подходят для отопления, так как имеют очень сильное температурное расширение. Они увеличиваются при нагревании и сильно подвержены деформации.

Полипропилен имеет высокие показатели теплового расширения.
Полипропилен имеет высокие показатели теплового расширения.

Чаще всего, такие трубы без армирования покупают для холодного водоснабжения. То есть, для водопровода. Но на горячее водоснабжение нужно ставить уже армированные трубы.
Они выглядят вот так.

Вот так выглядит труба из армированного полипропилена. На её разрезе видно кольцо другого цвета из стекловолокна
Вот так выглядит труба из армированного полипропилена. На её разрезе видно кольцо другого цвета из стекловолокна

Внутри белого или серого пластика мы можем увидеть красную или серую прослойку. Это стекловолокно, придающее материалу таких труб большую прочность и частично уменьшающую тепловое расширение данного материала. В связи с чем, данные трубы многие начинают применять не только для водопровода (горячего водоснабжения) Но и для отопления, хоть и многие мастера это не рекомендуют. Так как для отопления лучше применять трубы с другим армированием, с металлическим.

Полипропиленовые трубы с металлическим армированием внутри, не требуют срезания металлического слоя и их можно паять сразу. Но для пайки труб с внешним армированием потребуется ещё и специальный инструмент убирающий металлическую часть армирования со стыка.
Полипропиленовые трубы с металлическим армированием внутри, не требуют срезания металлического слоя и их можно паять сразу. Но для пайки труб с внешним армированием потребуется ещё и специальный инструмент убирающий металлическую часть армирования со стыка.

Они ещё прочнее, ещё меньше подвержены тепловому расширению и вдобавок, лучше препятствуют проникновению кислорода в систему, но в то же время для них требуется больше инструмента так как при пайке нужно убирать эту прослойку металлического армирования на стыке труб специальным инструментом, который называется "торцеватель" иначе, вероятен шанс сделать некачественную пайку.

Для полипропиленовых труб с металлическим армированием применяется инструмент под названием "торцеватель" В народе его называют просто точилкой для труб. Существуют разные торцеватели для труб с внешним армированием или с внутренним и так же на различные диаметры труб.
Для полипропиленовых труб с металлическим армированием применяется инструмент под названием "торцеватель" В народе его называют просто точилкой для труб. Существуют разные торцеватели для труб с внешним армированием или с внутренним и так же на различные диаметры труб.

Лично я хоть и понимаю, что пластиковые трубы с металлическим армированием лучше подходят для отопления. Все равно выбрал для первого раза полипропиленовые трубы армированные стекловолокном.

Полипропиленовые трубы армированные стекловолокном менее сопротивляются прохождению кислорода в систему отопления из за чего считаются менее подходящими для отопления.
Полипропиленовые трубы армированные стекловолокном менее сопротивляются прохождению кислорода в систему отопления из за чего считаются менее подходящими для отопления.

Да, они менее надежны, у них меньше срок эксплуатации (хотя это спорный вопрос) Но все же, с ними проще работать, а тепловое расширение полипропиленовых труб армированных стекловолокном по сравнению с трубами которые снабжены металлопластиковым армированием, хоть и отличается, но незначительно. Практически одинаковое. Проще говоря, я решил пойти сначала легким путем, что бы в случае неудачи пойти уже повторно, тяжелым)

Как и чем паять пластиковые трубы?

Сварочным аппаратом (паяльником) для пластиковых труб. Представляет он из себя нагревательный прибор с термостатом и сменными насадками под различные основные диаметры труб, которые имеют антипригарное покрытие.
Сварочный аппарат для полипропилена я купил всего за 1300 рублей. И он отлично справляется с задачей. Нужно ли тратить больше? Думаю, что для такой единоразовой работы, обычным людям, не профессионалам, смысла в этом нет.

Если возникает вопрос, какой же паяльник выбрать для пайки отопления или водопровода из полипропилена у себя в доме? Скажу, что я купил самый дешёвый и его оказалось вполне достаточно.
Если возникает вопрос, какой же паяльник выбрать для пайки отопления или водопровода из полипропилена у себя в доме? Скажу, что я купил самый дешёвый и его оказалось вполне достаточно.

Для пайки полипропилена выставляем на регуляторе температуру от 230 до 280 градусов Цельсия, примерно. Лично мне удобнее паять на 250 градусах нагрева и получаются наиболее качественные швы именно при данной температуре.

Мне удобнее всего выполнять пайку на температуре 250 градусов. Кто то ставить меньше кто то больше. Что бы это понять нужен личный опыт. Но диапазон пайки для полипропиленовых труб я бы выбрал 230-280 градусов
Мне удобнее всего выполнять пайку на температуре 250 градусов. Кто то ставить меньше кто то больше. Что бы это понять нужен личный опыт. Но диапазон пайки для полипропиленовых труб я бы выбрал 230-280 градусов

Очень важно при пайке полипропиленовых пластиковых труб, не перегревать стык и в то же время, достаточно разогреть его для того, что бы было время поработать.

Для начала, желательно сделать срез трубы максимально ровным. так шов получится качественнее и без изменения направления.

Для хорошего и аккуратного стыка, желательно стараться резать трубы максимально ровно. Более дорогие ножницы будут делать это лучше. но и дешёвыми можно справиться.
Для хорошего и аккуратного стыка, желательно стараться резать трубы максимально ровно. Более дорогие ножницы будут делать это лучше. но и дешёвыми можно справиться.

Ищем нужный диаметр насадки для паяльника и прикручиваем при помощи входящих в комплект ключа шестигранника и ручки держателя насадки, которая не даёт им вращаться. на холодную можно держать насадку и просто, рукой, но вот горячую насадку мы так фиксировать от поворота уже не сможем. В комплекте к паяльнику имеется стержень с рукояткой для такой задачи.

Ключи для смены насадок на паяльнике для полипропиленовых труб.
Ключи для смены насадок на паяльнике для полипропиленовых труб.

Ключи из набора помогают менять насадки для разных диаметров, не выключая паяльник или подтягивать их во время работы, если они случайно раскрутились и начали болтаться.

Будьте осторожны при замене насадок с нагретым паяльником. Детали очень горячие и можно получить сильный ожог
Будьте осторожны при замене насадок с нагретым паяльником. Детали очень горячие и можно получить сильный ожог

Если предстоит работать с несколькими диаметрами труб. Например, если система предполагает изменение диаметра, так называемое "заужение" трубопровода, то можно поставить сразу несколько насадок разных размеров.

Удобно будет закрепить сразу несколько диаметров насадок на паяльник для полипропиленовых труб, если предстоит работа с трубами и деталями разных диаметров.
Удобно будет закрепить сразу несколько диаметров насадок на паяльник для полипропиленовых труб, если предстоит работа с трубами и деталями разных диаметров.

Поверхности свариваемых труб должны быть чистыми. Иногда их протирают обезжириваетелем, но я считаю, что достаточно будет просто протереть их чистой сухой тряпкой.

Если мы работаем с новыми трубами и не пользуемся одновременно какой либо смазкой, или пастой, то достаточно просто протирать стыки от пыли чистой тряпкой.
Если мы работаем с новыми трубами и не пользуемся одновременно какой либо смазкой, или пастой, то достаточно просто протирать стыки от пыли чистой тряпкой.

Обезжириваетель я тоже использую, но лишь когда одновременно приходится паять трубы и попутно использовать уплотнение льном, вместе с сантехнической смазкой. Потому, что если свариваемая поверхность этой трубы будет испачкана данной смазкой, то есть вероятность испортить соединение. В остальных случаях считаю, что это все не обязательно.

Обезжириваетель считаю необходимым применять для очистки стыков полипропиленовых труб, только если была вероятность загрязнения труб. Как правило если это ремонт действующей системы или если параллельно мы работаем с сантехнической пастой, силиконовой смазкой или чем то подобной, например для герметизации резьбовых соединений.
Обезжириваетель считаю необходимым применять для очистки стыков полипропиленовых труб, только если была вероятность загрязнения труб. Как правило если это ремонт действующей системы или если параллельно мы работаем с сантехнической пастой, силиконовой смазкой или чем то подобной, например для герметизации резьбовых соединений.

Итак, для сварки труб нам потребуются фитинги, углы тройники и муфты из полипропилена. Как правило именно ими и делаются все соединения. Они имеют больший размер в диаметре чем трубы и это позволяет делать стык трубы в данные соединительные элементы под нагревом.

Желательно сразу посчитать количество всех фитингов, поворотов, уголков, и прочих элементов. Для этого надо сделать проект системы отопления в котором учитывается каждая деталь. Без хороших знаний процесса это трудная задача.
Желательно сразу посчитать количество всех фитингов, поворотов, уголков, и прочих элементов. Для этого надо сделать проект системы отопления в котором учитывается каждая деталь. Без хороших знаний процесса это трудная задача.

Давайте же приступим. Начнём паять трубы.

Включаем паяльник и ждем когда он прогреется.

У моего паяльника для пластиковых труб. Для включения нагрева, можно использовать два различных тумблера,  по отдельности или же оба сразу. Световой индикатор свидетельствует о том что термостат включил подогрев и температура на насадках не доведена до выставленной нами на ручке настройки температуры.
У моего паяльника для пластиковых труб. Для включения нагрева, можно использовать два различных тумблера, по отдельности или же оба сразу. Световой индикатор свидетельствует о том что термостат включил подогрев и температура на насадках не доведена до выставленной нами на ручке настройки температуры.

Об этом нам просигнализирует погасший световой индикатор на тумблерах паяльника или отдельно расположенный где то на корпусе.

Индикаторы нагрева у моего паяльника расположены прямо в переключателях. Иногда они могут быть установлены где то в другом месте на корпусе.
Индикаторы нагрева у моего паяльника расположены прямо в переключателях. Иногда они могут быть установлены где то в другом месте на корпусе.

Некоторые мастера не начинают паять сразу после того, как индикатор погаснет в первый раз после срабатывания термостата, а ждут второго его включения и выключения, что бы был более равномерный прогрев. Я лично не заметил разницы. Паял и после первого и после второго нагрева, все одинаково. Если соблюдать технологию то сварочный шов будет отличный.

Для каждой детали свариваемых полипропиленовых труб, на сменных насадках есть своя сторона для нагрева внутренней части фитинга и внешней стороны трубы
Для каждой детали свариваемых полипропиленовых труб, на сменных насадках есть своя сторона для нагрева внутренней части фитинга и внешней стороны трубы

Фитинг будет нагреваться узкой частью насадки с внутренней своей стороны, а труба будет вставляться в широкую часть насадки и прогреваться ею снаружи.
Обе свариваемые части стыка полипропиленовых труб прислоняем к нагреваемым частям насадки и с некоторым усилием насаживаем их на глубину, которая предполагается насадкой. И так же до бортика фитинга.

Примерно так выглядит сварочный стык снаружи. Бортики расплавленного пластика слиплись вместе.
Примерно так выглядит сварочный стык снаружи. Бортики расплавленного пластика слиплись вместе.
Так может выглядеть сварочный шов внутри. Видно стык расплавленного бортика, но заужения внутреннего диаметра трубы нету
Так может выглядеть сварочный шов внутри. Видно стык расплавленного бортика, но заужения внутреннего диаметра трубы нету

Можно совсем слегка шевелить и даже делать крошечные сдвиги и повороты деталей, что бы правильнее направить движение, но не увлекаться этим. Иногда, из-за определенных причин, мы можем не совсем правильно направлять усилие деталей к паяльнику, легкими сдвигами и наклонами деталь пойдет более ровно.

Всегда проверяем внутреннее состояние шва на стыке деталей, что бы не создать уменьшение внутреннего просвета трубы.
Всегда проверяем внутреннее состояние шва на стыке деталей, что бы не создать уменьшение внутреннего просвета трубы.

Но, все же, если обе части идут своим ходом навстречу, то лучше не вращать их, а просто подождать пока они сами дойдут до нужной отметки. Желательно приложить усилие, что бы это движение прошло по быстрее.

Некоторым усилием насаживаем детали на паяльник, пока они не дойдут до предела. Потом усилие убираем и джем примерно 5 секунд. После чего снимаем их с паяльника и стыкуем вместе.
Некоторым усилием насаживаем детали на паяльник, пока они не дойдут до предела. Потом усилие убираем и джем примерно 5 секунд. После чего снимаем их с паяльника и стыкуем вместе.
Ориентиром для прекращения приложения усилий по стыковке нагретых деталей для меня служит смыкание бортиков расплавленного пластика трубы и фитинга
Ориентиром для прекращения приложения усилий по стыковке нагретых деталей для меня служит смыкание бортиков расплавленного пластика трубы и фитинга

При достижении нужной глубины усилие на детали убираем и просто ждем 4-5 секунд прогрева деталей. После чего, снимаем их с насадки паяльника и стыкуем детали с нагретыми стенками друг с другом.

Если прилагать усилие во время стыковки ровно, равномерно и достаточно быстро, то бортики достаточно красиво слипаются вместе подобием колец.
Если прилагать усилие во время стыковки ровно, равномерно и достаточно быстро, то бортики достаточно красиво слипаются вместе подобием колец.

Главное в данном процессе - не торопиться. Не спешить. Помнить, что стык не сразу охлаждается и время у нас есть на то, что бы положить паяльник и без суеты сделать всю работу. Не ляпать пластик невпопад, да второпях. Он держит нагрев и расплавленное состояние так же секунд 5. Мы все успеем. Нужно делать так как будто уже не первый день занимаемся подобной сваркой уверенно, неспеша и точно. Аккуратно и стараться сразу направлять усилие под нужным вектором.

При нагреве стыкуемых деталей желательно их направлять как можно ровнее. Можно совсем немного шевелить для того, что бы они проскальзывали в насадки паяльники под верным углом
При нагреве стыкуемых деталей желательно их направлять как можно ровнее. Можно совсем немного шевелить для того, что бы они проскальзывали в насадки паяльники под верным углом

После того, как стык прижат и валика расплавленного пластика сошлись склеившись между собой сразу не отпускать его, так как пластик все ещё может быть нагретым и стык в течении 5-6 секунд после спайки деталей, еще будет оставаться подвижным. Желательно руками его зафиксировать, но уже не давить, так как подвижный стык может сделать и валик из расплавленного пластика внутри трубы и тем самым заузить внутреннее сечение.

После стыковки нагретых паяльником деталей из полипропилена, зафиксируйте соединение на 5-6 секунд для того что бы оно не деформировалось и не разошлось обратно, ведь пластик все ещё остается нагретым и подвижным. Но не давите сильно иначе можете пропихнуть детали глубже и сделать внутри валик заужения просвета трубы из пластика.
После стыковки нагретых паяльником деталей из полипропилена, зафиксируйте соединение на 5-6 секунд для того что бы оно не деформировалось и не разошлось обратно, ведь пластик все ещё остается нагретым и подвижным. Но не давите сильно иначе можете пропихнуть детали глубже и сделать внутри валик заужения просвета трубы из пластика.

Само же соединение будет остывать ещё 2-3 минуты и в это время нежелательно подвергать данное место деформации и сильным воздействиям.

При пайке в неудобных местах у стен как правило стыки получаются не такими уж ровными и красивыми, однако даже такие швы достаточно герметичны и прочны.
При пайке в неудобных местах у стен как правило стыки получаются не такими уж ровными и красивыми, однако даже такие швы достаточно герметичны и прочны.

Если есть возможность, то при стыковке желательно заглядывать внутрь трубы и контролировать качество стыка через ближайшее отверстие, что бы не пережать стык сварки больше положенного.

Качество пайки полипропилена желательно смотреть в момент прижатия деталей что бы не передавить и не получить валик внутри трубы, который заузит внутренний диаметр.
Качество пайки полипропилена желательно смотреть в момент прижатия деталей что бы не передавить и не получить валик внутри трубы, который заузит внутренний диаметр.

Очень легко это сделать, когда мы перегреем стык и продержим его на насадке паяльника больше чем те самые 4-5 секунд.

Вообще, время прогрева каждого диаметра полипропиленовой трубы будет разным. Я как правило ориентируюсь на кромку детали, когда её внешний край, торец, начинает плавиться, значит нагрева уже более чем достаточно. Можно вынимать из паяльника и стыковать.

Индикатором хорошего прогрева для меня служит начало плавления внешней кромки деталей.
Индикатором хорошего прогрева для меня служит начало плавления внешней кромки деталей.

Желательно, перед началом работ немного потренироваться на нескольких запасных частях, каких либо самых дешёвых деталях, например муфтах или уголках. Запаять, отрезать, потом разрезать спаянный стык посмотреть на качество сварки труб, сделать выводы. Если получится плохо, то попробовать снова, не браться сразу за чистовой вариант связанный непосредственно с отоплением.

После тренировки пайки первых деталей из полипропилена можно проверить их качество на срезе и посмотреть шов.
После тренировки пайки первых деталей из полипропилена можно проверить их качество на срезе и посмотреть шов.

Я покажу вам качество стыка, которое я смог сделать как новичок и эти соединения я забраковал и переделал, то есть это даже неудачные варианты. Вы можете видеть, что даже они получились очень хорошо.

При сварке труб с фитингами не лишним будет срезать получившееся соединение и посмотреть на серединную часть шва. Это позволит понять насколько правильно мы делаем пайку полипропиленовых труб и насколько качественным у нас получается шов.
При сварке труб с фитингами не лишним будет срезать получившееся соединение и посмотреть на серединную часть шва. Это позволит понять насколько правильно мы делаем пайку полипропиленовых труб и насколько качественным у нас получается шов.

Нет никаких щелей и линий разделения пластика, соединение монолитное и различается лишь немного оттенок разных деталей, потому что фитинги чуть более светлые, чем сама труба.

Качества шва можно увидеть при хорошем освещении. Не должно быть линии разделения пластиков. Хотя по цвету пластик каждой детали будет отличаться.
Качества шва можно увидеть при хорошем освещении. Не должно быть линии разделения пластиков. Хотя по цвету пластик каждой детали будет отличаться.

На стыке два пластика смешались в общий оттенок и это видно на разрезе. Я пробовал всячески разорвать это соединения пассатижами.

Я пробовал разорвать колечко отрезанное от сварного шва двух деталей. У меня это не получилось эти соединения очень прочные
Я пробовал разорвать колечко отрезанное от сварного шва двух деталей. У меня это не получилось эти соединения очень прочные

Ломал, тянул и гнул, но ничего не вышло, оно было монолитным как целиковая деталь и даже моих всех сил не хватило.

Даже после приложения очень больших усилий, соединение сварного стыка полипропиленовых труб и фитингов мне не удалось разорвать по шву.
Даже после приложения очень больших усилий, соединение сварного стыка полипропиленовых труб и фитингов мне не удалось разорвать по шву.

При учете, что я варил тогда полипропилен в первый раз и даже не обезжиривал соединение , это хороший знак.

Так выглядит сварной шов армированной полипропиленовой трубы с уголком в разрезе.
Так выглядит сварной шов армированной полипропиленовой трубы с уголком в разрезе.

Некоторые специалисты рекомендуют оставлять между стыками соединения расстояние примерно в 2-3 диаметра соединяемых деталей. Я не сразу понял причину таких требований, но когда нужно было доработать немного систему и в некоторых местах впаять дополнительные элементы, понимание пришло.

Вот для чего требуется оставлять между соединениями свободный участок трубы, примерно, в в 2-3 диаметра этой же самой трубы. Это делается для внесения изменений и пайки дополнительных разветвлений и поворотов трубы. Так же для будущего ремонта на данном участке трубопровода.
Вот для чего требуется оставлять между соединениями свободный участок трубы, примерно, в в 2-3 диаметра этой же самой трубы. Это делается для внесения изменений и пайки дополнительных разветвлений и поворотов трубы. Так же для будущего ремонта на данном участке трубопровода.

Этот запас делается для доработки и внесения изменений в конструкцию. Если мы оставляем место между стыками, то в будущем можем без вырезания большого куска с множеством деталей, просто врезаться в участок, сделав на нем разрез и впайку. Притом, когда система слишком сложная, иногда разрез надо делать не просто один, а именно вырезать кусочек, в котором одна часть, размером с один диаметр трубы, будет вырезана полностью. А ещё две таких части, будут использованы для пайки соединений новой детали.

В данной ситуации мне потребовалось добавить тройник для того, что бы сделать кран слива теплоносителя из системы. очень хорошо что я заранее сделал запас места между фитингами для того, что бы можно было добавить ещё элементы в данный трубопровод
В данной ситуации мне потребовалось добавить тройник для того, что бы сделать кран слива теплоносителя из системы. очень хорошо что я заранее сделал запас места между фитингами для того, что бы можно было добавить ещё элементы в данный трубопровод

Например, как тройник в этом участке, где я делал кран, для слива теплоносителя из системы. В данном случае у меня была только одна, самая нижняя точка системы отопления, где я мог его установить и очень хорошо, что там оказалось немного места под впайку новой детали.

Желательно всегда оставлять место под различные доработки системы, Так как в будущем очень велика вероятность что нам захочется что то допаять к уже существующему трубопроводу.
Желательно всегда оставлять место под различные доработки системы, Так как в будущем очень велика вероятность что нам захочется что то допаять к уже существующему трубопроводу.

А вот под группу безопасности я столько места не оставил, из за чего припаяться в существующую часть системы рядом с котлом не получилось и пришлось вырезать целый кусок трубопровода в обеих линиях с множеством элементов и варить там новые пути, как для подачи, так и для обратки.

Когда мы оставляем мало места для исправлений, приходится вырезать очень большие куски для внесения изменений в существующую систему.
Когда мы оставляем мало места для исправлений, приходится вырезать очень большие куски для внесения изменений в существующую систему.

По причине, что места для нужной новой детали отопления не было. Что бы такие ситуации не происходили. всю систему со всеми элементами надо планировать заранее, от начала и до конца не оставлять работу по продумыванию местоположения каких либо элементов отопления на потом. В большинстве случаев это получается.

Вот сколько элементов мне пришлось добавить в трубопровод. Группу безопасности, отсечной кран (запорную арматуру) Сливной кран. Не везде было заранее продуманно место под внесение изменений по этому большой участок с трубами и фитингами был вырезан и пошел на выброс.
Вот сколько элементов мне пришлось добавить в трубопровод. Группу безопасности, отсечной кран (запорную арматуру) Сливной кран. Не везде было заранее продуманно место под внесение изменений по этому большой участок с трубами и фитингами был вырезан и пошел на выброс.

Например, когда я решил продумать место расположения расширительного бачка в системе. Там было проще из за того, что он может быть в любой части трубопровода.

Ответвление под расширительный бак я впаял в ванной рядом с бойлером. Его расположение в системе почти не оказывает существенного влияния на работу системы, главное что бы он присутствовал и не был перекрыт.
Ответвление под расширительный бак я впаял в ванной рядом с бойлером. Его расположение в системе почти не оказывает существенного влияния на работу системы, главное что бы он присутствовал и не был перекрыт.

А вот группа безопасности может быть только у самого котла, по причине что между ними не должно быть ни одного крана, тройника или какой либо иной системы и запорной арматуры.

Добавление группы безопасности в обвязку котла, потребовало внесения больших изменений в общий трубопровод. Так как я заранее не предусмотрел места для дополнительного отвода.
Добавление группы безопасности в обвязку котла, потребовало внесения больших изменений в общий трубопровод. Так как я заранее не предусмотрел места для дополнительного отвода.

Кран слива теплоносителя тоже имеет ограничения по расположению и с ним тоже не много вариантов.

Для сливного крана я предусмотрел место заранее. по этому с ним ситуация по доработке была проще.
Для сливного крана я предусмотрел место заранее. по этому с ним ситуация по доработке была проще.

Трубы отопления нежелательно гнуть по этому, по возможности не перевозите их в своем автомобиле, скручивая в баранку. Я сам так делал, но производитель не гарантирует впоследствии надежности данного материала, если он прошел через подобные испытания.

Бывало, что необходимость заставляла привозить трубы вот таким образом, сгибая их для того, что бы влезли в салон легкового автомобиля, если возможности позволяют, лучше так не делать.
Бывало, что необходимость заставляла привозить трубы вот таким образом, сгибая их для того, что бы влезли в салон легкового автомобиля, если возможности позволяют, лучше так не делать.

Так же, нежелательно использовать трубы и фитинги, разных производителей, разного армирования, разного цвета. В большинстве случаев, это может и ничем плохим не обернуться, но шанс на ошибку пайки и технологии монтажа полипропиленовых труб увеличивается.

При пайке труб отопления из полипропилена, желательно использовать материалы одного производителя. Так будет больше вероятности получить однородный сварной шов в деталях.
При пайке труб отопления из полипропилена, желательно использовать материалы одного производителя. Так будет больше вероятности получить однородный сварной шов в деталях.

Стоит помнить, что трубы нельзя паять при низких температурах. Считается что процесс сварки полипропиленовых труб нельзя проводить при температуре ниже -10 С.

Полипропиленовым трубам требуется гораздо больше креплений к стене, чем металлическим.

Клипсы для крепления полипропиленовых труб делаются под любые размеры диаметра
Клипсы для крепления полипропиленовых труб делаются под любые размеры диаметра

Желательно их крепить через каждый 100 см (1м) Если длинна стены большая, то в линию требуется впаивать компенсатор теплового расширения, который возьмёт на себя все деформации и тем самым спасет стыки и сами трубы от их воздействия. А значит, наши силы и финансы.

Вот так тепловое расширение удлиняет трубы. Это дополнительное напряжение не только делает трубопровод некрасиво выглядящим но и изнашивает соединения так что через некоторое время пластик может дать трещину и могут появится протечки в наиболее слабых местах.
Вот так тепловое расширение удлиняет трубы. Это дополнительное напряжение не только делает трубопровод некрасиво выглядящим но и изнашивает соединения так что через некоторое время пластик может дать трещину и могут появится протечки в наиболее слабых местах.

Компенсаторы можно сделать самостоятельно или купить

Существует большое количество разновидностей компенсаторов. О-образные, П-образные, Сильфонные компенсаторы. Их можно купить готовыми элементами или спаять самостоятельно
Существует большое количество разновидностей компенсаторов. О-образные, П-образные, Сильфонные компенсаторы. Их можно купить готовыми элементами или спаять самостоятельно

Вот и все, что необходимо знать для начала о пайке полипропилена для системы отопления или водоснабжения. Ничего сложного нет. Все правило основываются на простой логике. Надеюсь вам хоть чем то помогут мои советы и опыт. Не стесняйтесь дополнять это все своей информацией в комментариях, полезными советами, критикой моих мыслей и умозаключений. Это может помочь другим людям.