На очередной поездке на пасеку снял небольшой ролик, как вдоль дороги распространился борщевик Сосновского. Жаль, что хотя-бы года три назад не снял те же места, но точно помню: было его заметно меньше.
Помимо самой неприятности растения, от возможности получения ожогов (точнее буллёзного дерматита), что тоже неприятно. Такая агрессивность борщевика и способность вытеснять другие растения, за счет затенение, и, возможно, аллелопатического подавления собственными выделениями.
Про борьбу с борщевиком уже очень давно говорят. В ноябре 2015 года Министерством сельского хозяйства борщевик Сосновского внесен в «Отраслевой классификатор сорных растений». Специально выведенный районированный сорт «Северянин» исключен из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию.
По идее уничтожать его должны начать активно. Но он продолжает распространяться.
Уже много говорено, написано статей про данную проблему. У меня на канале, например, про проблему меда с борщевика, и возможную опасность, которую он несет.
Но сейчас хотелось бы подойти к ней с другой стороны. С, социально-экономической.
Дело в том, что распространение и выведение новых сортов борщевика Сосновского рассматривалось как перспектива для развития сельского хозяйства нечерноземья. Зоны рискованного земледелия. Вот посмотрите сколько всего полезного с него можно теоретически получить:
Способы хозяйственного использования борщевика Сосновского
Первый, наиболее простой: увеличить кормовую базу животноводства, чтобы увеличить поголовье крупного рогатого скота в стране на порядок. Основным полупродуктом может быть жмых борщевика Сосновского после отжима сока.
Второй: производство сахара. Может быть в 2–3 раза повышена рентабельность сахарных заводов России при их незначительной модернизации.
Третий: получение биоэтанола, то есть использование сахаристости борщевика Сосновского для производства спиртов. Биоэтанол — дешевое и экологически чистое моторное топливо.
Четвертый: получение древесного угля, снова из жмыха, для бытовых нужд, технология хорошо освоена.
Пятый: получение целлюлозы, и снова из жмыха, для производства картона.
Шестой: получение пилет и гранул для отопительного оборудования.
Седьмой: как сырье для фармацевтической промышленности путем выделения биологически активных соединений (кумаринов, флавоноидов, смол и др.).
Восьмой: как сырье для медицинской и парфюмерной промышленности путем выделении из его корней, листьев и плодов эфирных масел.
Девятый: получение технических эфирных масел для различных отраслей промышленности. (см. источник)
А почему для нечерноземья?
Да потому, что хорошо растет этот борщевик в условиях избыточного увлажнения, там где идет превышение осадков над испаряемостью.
Но именно в этих регионах с 90-х годов огромное количество заброшенных полей. Например, в моем Северо-Западном регионе их более 30%.
И именно здесь борщевик хорошо себя чувствует. Во-первых, климат подходящий. А во вторых, не обрабатываются поля. Хотя регулярная вспашка, и посев сельскохозяйственных культур сама по себе была-бы хорошим средством борьбы. Да если еще и сено косить. Ему бы просто не давали возможность создавать цветоносные побеги, а значит обсеменяться. И был бы не злостный сорняк, а полезное растение, находящее применение в ряде отраслей, выращиваемое на специально выделенных для него угодьях.
Но, к сожалению, невидимая рука рынка, посчитала, что сельское хозяйство в тих регионах не выгодно (хотя существовало оно там более 1000 лет). И вот борщевик, как ответ природы.
Да, именно природы, за метания человека. Это не злобный Сталин дотянулся, как в некоторых статьях пишут. Это в 90-х годах решили, что перспективные направления сельского хозяйства стали не перспективными, и не надо их развивать. Что в нечерноземных регионах ни чего кроме леса выращивать не выгодно.
Тот же сорт "Северянин" выводился в 80-х годах с пониженным содержанием фуранокумаринов (тех веществ, которые и вызывают ожоги).
Если бы в 2019 году борщевик Сосновского собрали со всех сельхозугодий (что, конечно, невозможно), где он растет (60 млн га), то при его средней урожайности 70 тонн с гектара можно было бы рассчитывать на 4200 млн тонн зеленой массы — это почти 600 млн тонн кормовых единиц! А потребность России в кормах для животноводства и птицеводства зимой 2018/2019 годов составляла около 100 млн тонн кормовых единиц. Количество протеина в борщевике — около половины всех растительных белков, заключенных в мировом урожае зерновых в 2015 году. (см. источник)
Но это же нужно постараться, довести до конца выведение сорта, а потом контролируемо использовать, предварительно настроив инфраструктуру для переработки.
Эффективные менеджеры решили, что проще все забросить. И вот получилось:
_____________________________
Источник: Борщевик Сосновского: растение-терминатор или культура будущего «КОММЕРСАНТЪ НАУКА» №24, СЕНТЯБРЬ 2020