Кирилл Иванович Половников устало вздохнул, заканчивая работу. Мужчина уже несколько месяцев находился в «подвешенном состоянии», так как завод, где он трудился фрезеровщиком более 30 лет, должны были продать. И никто не мог сказать, что будет с работниками — оставит их новый хозяин или будет набирать новых.
— Успокойся, Иваныч, все будет хорошо, — похлопал по плечу Сергей, давний друг Кирилла, подходя к мужчине.
— Хорошо будет, если нас оставят, — вздохнул мужчина. — А если нет, то куда я пойду? Мне уже 55 лет. И как говорят — не ликвид.
— Кто говорит? — Сергей удивленно посмотрел на друга.
— Да наши мужики пытались устроиться на другое место работы, и им практически всем отказали, сказали, что уже старые, — пояснил Кирилл. — А ведь некоторым нет еще и 50.
— Вот что значит глухомань, как наш поселок, — покачал головой мужчина. — Кроме, как завод, и пойти работать некуда.
— Это точно, — согласился Кирилл. — А самое ужасное, что мы с моей Валюхой в одном месте работаем, только я в цеху, а она в столовой.
— Слушай, а что ваш Савелий работать не собирается? — спросил Сергей, посмотрев на друга.
— Нет, — махнул рукой мужчина. — Даже и не думает.
— Все мечтает стать бизнесменом? — усмехнулся Сергей.
— Да, говорит, что ему нужен стартовый капитал, — устало вздохнул Кирилл. — Что, как только он у него, то Сава сразу же раскрутится, и наша жизнь тут же изменится.
— В какую сторону только? — задал риторический вопрос мужчина. — И где Савка планирует деньги взять?
— Уговаривает взять кредит на развитие его бизнеса, — поделился своей «болью» Кирилл.
Как только Савелий стал старшеклассником, то стал говорить о том, что никогда не будет работать на «дядю». Молодой человек выучился на предпринимателя в университете. И все бы ничего, если обучение было бы бесплатным. Точнее, бюджетные места были, но Савелий на него не поступил, так как окончил школу практически на одни тройки.
— Я не буду учить его платно! — огласил свое решение Кирилл, когда Савелий принес домой аттестат.
— Разве ты не понимаешь, что вкладывая в образование детей сейчас, мы получаем сытую жизнь в будущем, — высокопарно заявила Валентина. Она верила в сказки сына о богатой жизни, как только он станет предпринимателем.
— Если бы Савки хотел, то окончил бы школу без троек, — огласил свой аргумент Кирилл. — А он болтался с дружками на улице да с Иркой Шамониной любовь крутил. Слава богу, хоть она умная оказалась, и не забеременела раньше времени.
— Кирилл, не говори глупостей, — снова стала заступаться за сына женщина. — Эта Шамонина сама на Савочку вешалась, не давая ему прохода.
— Ты с темы не уходи! — прищурив глаза, на жену посмотрел Кирилл. — Я сказал, что за обучение платить не буду.
— Кирюша, ну кто если не мы поможем нашим детям встать на ноги, — ласковым тоном произнесла Валентина. — Сейчас мы им, а потом они нам.
— Не знаю, — неуверенно ответил мужчина. С одной стороны, он понимал, что кроме родителей, никто детям не поможет. Но с другой, если дети сами не хотят, то тут хоть ничего уже не поделаешь.
— Кирюшенька, давай мы первый семестр заплатим, — предложила женщина. — А там посмотрим. Если Савочка не будет стараться, то платить больше не будем.
Как же Кирилл ругал себя, что согласился. Они взяли кредит, и оплатили первый год обучения. Сначала их сын закончил первый семестр с одной тройкой, а потом его увлекла студенческая жизнь. Родители несколько раз «платно» закрывали долги сына, чтобы его не отчислили.
— Родители мои, благодетели, век вам этого не забуду, — клялся Савелий после очередного взноса. — Все до копеечки отдам. Вот встану на ноги, и все отдам.
Кирилл только устало вздыхал, выплачивая один кредит за другим. Ведь помимо Савелия у них была еще дочка Дарина, которая также требовала «вложения» в себя. Мужчине пришлось устроиться на две смены на заводе, чтобы покрывать долги перед банком. В последнее время на заводи дела совсем были плохи, и поэтому зарплату часто задерживали или платили частями. Савелий, окончив институт, стал снова уговаривать родителей взять кредит на стартовый капитал.
— И ты будешь брать? — спросил Сергей. Мужчина знал, сколько денег «вбухали» Половниковы в учебу Савелия.
— Нет, — решительно ответил Кирилл. — И Вальке сказал, чтобы не брала.
— И много надо? — поинтересовался друг.
— Сказал, что два миллиона хватит, — вздохнул Кирилл.
— Сколько? — глаза Сергея «округлились».
— Ты сам слышал, — Кирилл стал раздражаться. Его напрягала эта ситуация с сыном. — Но я сказал, что если Савка хочет заниматься бизнесом, то пусть сам на него и зарабатывает.
В этот момент к друзьям подошел их коллега Прохоров Игнат, или как его звали среди работяг — Прошка.
— Мужики, слышали, что творится? — спросил Прошка, пытаясь отдышаться. Ведь когда он услышал эту новость, то тут же побежал в цех, чтобы все рассказать.
— Что? — спросил Сергей, сгорая от нетерпения. Ведь не будет же нерасторопный Прошка, который весит больше 150 кг, бегать просто так.
— Наш завод покупают, — «выпучив» глаза, произнес Прошка.
— И что? — нахмурился Кирилл.
— А то, что отделу кадров приказано приготовить уведомления о сокращении, — ответил мужчина. — Нас всех выкидывают на улицу, как собак ненужных.
— И что мы будем делать? — упавшим тоном спросил Сергей.
— А давайте устроим забастовку, — предложил Прошка.
— А давайте не будем торопиться, — возразил Кирилл. — Может быть, это просто слухи?
— А вот и не слухи, — стал спросить Прошка. — Мне Ленка Иванова сказала из отдела кадров.
— А пойдемте всем цехом к отделу кадров, — Кирилл посмотрел на коллег. — Пусть нам скажут, что нас ждет дальше.
Выходя из здания цеха, Кирилл увидел свою жену, которая стояла около двери. По ее выражению лица было понятно, что что-то случилось.
— Валюха, ты чего здесь? — подойдя к жене, спросил мужчина.
— Кирилл, ты слышал, что наш завод купили? — Валентина посмотрела на мужа.
— Да, и мы решили с мужиками пойти в отдел кадров, — Кирилл вздохнул.
— Сокращают нас, — завопила женщина.
— Валюха, ты чего убиваешься, как по покойнику? — спросил Кирилл. — Если что, я постараюсь найти другую работу. И Савелий пойдет работать.
— Кирюша, я так перед тобой виновата, — еще громче закричала Валентина.
— Ты о чем? — нахмурился мужчина и пристально посмотрел на жену.
— Я нашему Савке месяц назад взяла кредит на два миллиона, — призналась женщина.