Найти в Дзене
ORDA

Как проходит суд над каракалпакскими активистами и что им грозит?

Оглавление

Накануне в Узбекистане начался суд над участниками протестов в Каракалпакстане. Процесс массовый, обвинения очень суровые. Orda.kz разбиралась в причинах и возможных последствиях.

В Узбекистане идёт беспрецедентный судебный процесс по событиям в Каракалпакстане 1–2 июля 2022 года. На скамье подсудимых – 22 человека, которым вменяют сразу по несколько статей. Среди обвинений – посягательство на конституционный строй республики, организация массовых волнений, призыв к беспорядкам, нападения и даже разбои. Процесс, что невероятно для Узбекистана, открытый. Трансляция ведется в YouTube, но качество оставляет желать лучшего.

Суд или судилище?

Процесс стартовал 28 ноября в столице Бухарской области. День, время и место объявили за 17 часов до начала, поэтому многие журналисты попросту не успели собраться и доехать до Бухары. Она находится в 500 километрах от столицы Каракалпакстана Нукуса и примерно столько же оттуда до Ташкента. Странный выбор для грандиозного суда республиканского масштаба. Как связаны протесты в Каракалпакстане и Бухара? Почему процесс не проходит хотя бы в столице страны? Orda.kz задала этот вопрос активисту каракалпакской диаспоры в Алматы Акылбеку Муратову.

«Зарубежных ушей и глаз в Ташкенте было бы очень много, поэтому Ташкент отпадает. Нукус отпадает, потому что власти боятся напряжения. Молчаливое напряжение среди каракалпаков существует, поэтому наверху боятся, что суд может вызвать общественное недовольство, а следом за ними – волнения. Мне, конечно, непонятно, почему за события, которые произошли в Каракалпакстане, судят в другом регионе страны», – говорит Муратов.

Главных подсудимых, если их можно так назвать, на этом процессе трое. Это журналист и блогер Даулетмурат Тажимуратов, журналистка Лолагул Каллыханова и директор школы олимпийского резерва, бронзовый призёр чемпионата мира по самбо 2010 года Азамат Турданов.

Первого власти считают зачинщиком волнений в Нукусе. Ему инкриминируют посягательство на конституционный строй Узбекистана, организацию групп для свержения действующей власти и тот факт, что он якобы провозгласил себя председателем Жокаргы Кенеса (парламента) автономной республики.

Каллыханову считают присоединившейся к этой группе и обвиняют в распространении материалов, призывающих к отделению Каракалпакстана от Узбекистана и призывам к беспорядкам. Турданова – в том, что он привёл своих спортсменов для участия в волнениях и пытался отнести Тажимуратова на плечах в здание Жокаргы Кенеса.

Среди фигурантов и Байрам Сейтниязов, который, по мнению прокуроров, «будучи членом диаспоры «Аллаяр жолы» в Казахстане, организовал массовые беспорядки и помогал изготавливать баннеры в поддержку Тажимуратова». Также судят Бахтияра Кадибергенова, учредителя сайта Ayama.uz, школьного учителя и блогера Азамата Нуратдинова и начальника отдела уголовного розыска местного МВД Полата Шамшетова. Остальные обвиняются в призывах к участию в протестах, грабежах, хулиганствах. Причем они даже не были знакомы друг с другом. 28 ноября 22 подсудимых выслушивали обвинения.

Что грозит?

Трансляция заседания идёт только с 29 ноября, но не напрямую, а с экрана, установленного в фойе или пресс-центре. Разглядеть какие-то подробности, как и услышать, что там происходит, крайне сложно, при том, что в зале заседаний несколько камер, в том числе телевизионных. Защитники у подсудимых государственные. Никто из частных адвокатов Каракалпакстана не согласился работать на процессе ни за какие деньги. Как рассказывали Orda.kz активисты, адвокаты до дрожи боятся последствий участия в процессе, который может поставить крест на их карьере и даже судьбе. Суд идёт на каракалпакском языке.

Скриншот трансляции из зала суда в Бухаре
Скриншот трансляции из зала суда в Бухаре

По предъявленным обвинениям и сроки разные – вплоть до 20 лет тюремного заключения. Посольство США в Узбекистане уже выпустило официальное заявление, что будет пристально следить за процессом, и выразило недоумение, почему на скамье подсудимых нет представителей силовых ведомств, которые стреляли в участников протестов.

«Мы призываем правительство выполнить свои обязательства в отношении общественной прозрачности и привлечь к ответственности сотрудников силовых структур, если они нарушили законодательство Республики Узбекистан. Мы также призываем следственную комиссию под руководством омбудсмена опубликовать свои выводы как можно скорее», – говорится в сообщении дипмиссии.

Услышат ли в Ташкенте эти призывы – сказать сложно. Президент Мирзиёев куда более открыт, чем его предшественник Ислам Каримов. При этом процессов или задержаний силовиков, участвовавших в подавлении протестов в Каракалпакстане летом 2022 года, пока не было.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch 7 ноября опубликовала доклад о чрезмерном применении силы узбекскими силовиками. В нём сообщается, что, изучив 55 видеороликов, эксперты пришли к выводам, что силовой блок применял силу к мирным протестующим, а многие мирные жители получили ранения в результате применения взрывчатых веществ, которые могли быть только у правоохранителей.

Как проходили протесты в Каракалпакстане? Что с каракалпакскими активистами в Казахстане? Узнавала «Орда»:

Участников каракалпакских протестов судят в Узбекистане