Отношение большевиков к здоровью
...Главные принципы системы оказания медицинской помощи, предложенные большевиками,—всеобщая профилактика, здоровые условия работы и жизни, социальное страхование и санитарное просвещение. Основным приоритетом советского здравоохранения с самого начала стала профилактика заболеваний, а не лечение. Говоря словами Н.А. Виноградова, написавшего книгу “Общественное здоровье в Советском Союзе”: “Советское государство поставило себе целью не просто вылечить болезни, но предотвратить их, оно делает все, чтобы создать такие условия жизни и работы, что возникновение болезней станет невозможным.”
Такой подход к здравоохранению, очевидно, логичен—любой ребенок согласится, что профилактика заболеваний лучше, чем лечение. Однако, интересы правящего класса состоят в том, чтобы извлечь как можно больше прибыли за счёт рабочего класса—при этом обеспечение рабочих качественными социальными и медицинскими услугами, необходимыми для поддержания высоких стандартов жизни и здоровья, оказывается невозможным. И это не только экономический, но и организационный вопрос . При социализме все люди, органы управления, общество: все стремятся к общей цели—к улучшению жизни людей, что делает возможными организацию и планирование. В капиталистическом обществе дело обстоит совсем по-другому.
Внедрение теории в практику
Вскоре после Революции 1917 года Россия погрузилась в пучину гражданской войны. Свирепствовали эпидемии и росла смертность. В июне 1918 года был создан Народный Комиссариат Здравоохранения и «впервые в истории медицины, единый административный орган стал управлять системой здравоохранения целого государства» (Сигерист). Первейшей задачей стало укрощение эпидемий, которые стремительно распространялись по стране и негативно сказывались на моральному духе бойцов армии молодого социалистического государства.
На седьмом всероссийском съезде Советов, собравшемся в декабре 1919 года, Ленин заявил: «...И третий бич на нас еще надвигается — вошь, сыпной тиф, который косит наши войска. … Товарищи, все внимание этому вопросу. Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!»
Выполняя свою почетную миссию в крайне тяжелых условиях при недостатке воды, мыла и одежды, Комиссариат Здравоохранения сосредоточился на планировании и систематизации своих действий. Основное внимание уделялось расширению сети медицинских пунктов, содержанию помещений в санитарных условиях, улучшению водопроводной системы, обеспечению населения общественными банями, а также борьбе с сыпным тифом.
В апреле 1919 года ввели обязательную вакцинацию населения. Эффект был огромен: к примеру, в Петрограде число заболеваний ветряной оспой уменьшилось с 800 в месяц до 7. Тогда врачи, получившие образование еще при Российской Империи, убедились, что Советское правительство искренне заботится о здоровье людей, и большинство из них предложили свою помощь в деле развития социалистической системы хозяйствования, вместо того чтобы малодушно сбежать.
Санитарное просвещение играло важную роль в борьбе против чумы. В 1920 году 3,8 млн солдат Красной Армии посетили лекции и беседы о гигиене, а в 1919 и 1920 годах только в среде армейцев было выпущено и распространено 5,5 млн плакатов, буклетов и брошюр. Подобные кампании по санитарному просвещению проводились и среди широких слоев населения.
В 1922 году империалистические армии потерпели поражение, в том числе и благодаря усилиям молодой страны по улучшению здоровья ее граждан. С окончанием войны появился новый лозунг— “От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда.”
После войны
Хотя положение дел после Гражданской войны было далеко не простым, система здравоохранения последовательно улучшалась и во время Новой Экономической Политики. К 1928 году число терапевтов выросло с 19,785 до 63,219; вложение средств в здравоохранение увеличилось с 128,5 млн до 660,8 млн рублей в год; количество мест в больницах возросло с 175 тыс до 225 тыс, а в яслях с 11 тыс до 256 тыс.
Но еще более существенный прогресс был достигнут во время первой Пятилетки. Обычно люди считают, что пятилетки включали в себя планирование одного лишь промышленного производства, и это никаким образом не влияло на улучшение благосостояния людей— по крайней мере так описывают этот процесс буржуазные учебники истории.
Подобная точка зрения весьма далека от истины. Пятилетние планы затрагивали все аспекты жизни страны Советов: экономические, социальные и культурные. Планы не навязывались сверху, а всесторонне обсуждались на местах— их основывали на данных, собранных самими рабочими.
Относительно здравоохранения, первый пятилетний план касался в основном облегчения доступа к медицинским услугам: необходимости большего количества медпунктов, койко-мест и медицинского персонала. План основывался на полном отчете со стороны региональных органов здравоохранения, больниц, колхозов и фабрик о необходимых мероприятиях и возможности их реализации.
За четыре года, понадобившихся для выполнения первого пятилетнего плана, число врачей увеличилось с 63 тыс до 76 тыс; количество мест в больницах выросло более чем наполовину; а число яслей—с 256 тыс до 5750000. Были основаны 14 медицинских институтов и 133 медучилища.
После того как услуги медучреждений стали доступны всем советским гражданам, задачей второй Пятилетки стало повышение качества оказываемой медицинской помощи.
Одной из основных целей стало улучшение медицинского образования и, следовательно, поднятие стандартов качества подготовки врачей. Для этого были открыты новые медицинские и научные исследовательские институты, среди которых—внушительный по своим масштабам Институт Экспериментальной Медицины, открытый по инициативе И.В. Сталина, В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова и А.М. Горького.
Однако медицинское просвещение среди рабочих и крестьян по-прежнему оставалось главным приоритетом в борьбе за улучшение здоровья. С.М. Мантон— ученая из Великобритании, посетившая СССР в 1951 году,—подробно описала широко распространенное санитарно-профилактическое просвещение в СССР в своей книге “Советский Союз сегодня”.
Она отметила, что все советские врачи были обязаны посвятить по крайней мере 8 часов в месяц вопросам профилактики, отвечая на вопросы общественности в парках, лекционных залах и оздоровительных центрах. Просвещение в области профилактики и гигиены проводилось в школах; плакаты и памфлеты, дающие основные рекомендации по общим вопросам оказания первой медицинской помощи, находились повсюду в различных учреждениях Советского Союза.
К концу второй Пятилетки был заложен крепкий фундамент для построения социалистической системы здравоохранения. Уже тогда качество медицинской помощи в СССР было значительно лучшим, чем в других странах мира.
Общее исследование британских домохозяйств от 1989 года, в котором приняли участие 1000 человек, показало, что среди низкоквалифицированного персонала хронические заболевания встречаются в два раза чаще, чем в среде профессиональных работников вроде врачей или адвокатов, и, разумеется, если бы исследование касалось безработных, то данные были бы еще более ужасающими.
Такие цифры неслучайны, но в то же время это не является показателем того, что бедные люди имеют плохую наследственность. Данные лишь подчеркивают тот факт, что рабочий класс вынужден жить в отвратительных условиях, которые не могут поддерживать здоровое состояние человеческого организма.
Если у человека не хватает денег, он вынужден жить в плохих условиях. Муниципалитет не убирает улицы—люди довольствуются тем, что мусор забирают всего раз в неделю; отопление обходится дорого— людям приходится пренебрегать здоровьем для того, чтобы сэкономить на оплате счетов за газ и электричество; здоровая еда стоит дороже; качественная теплая одежда обходится недешево; плата за горячую воду—высокая, средства гигиены часто бывают недоступны; занятия в спортзале—не по карману; лечение—недоступно. При этом воздух загрязнен, улицы не убраны, автобусы и электрички редко дезинфицируют—следовательно, все это способствует распространению болезней. Поэтому неудивительно, что здоровье нации в целом оказывается в плачевном состоянии.
Продолжение следует…
Доклад Карлоса Рула в Лондоне, 2000 год, перевод мой
Начало здесь
Окончание здесь