Найти в Дзене
Ольгерд Семенов

СС "Галичина" - идейные предки полка "Азов". Армия капитулянтов, слабаков и неудачников.

27.09.2017

Когда русские, советские или пророссийские публицисты описывают украинских коллаборационистов, невольно возникает ощущение, будто читаешь бульварный хоррор. По старой доброй советской традиции их выставляют извергами, карателями, убийцами детей и евреев - словом, безжалостными и свирепыми монстрами. На молодое поколение это оказывает обратный эффект: отчаянные парубки, которым явно не хватает исторических ориентиров, предпочитают брать пример с хитрых, целеустремлённых и агрессивных персонажей большевистских страшилок, чем с до наивности легковерных, избыточно альтруистичных и несколько мягкотелых красноармейцев (а частенько их изображают именно такими). Это совершенно нормально.

Ненормально то, что в реальности отважные "галицаи" не были ни жестокими псами войны, ни свирепыми берсерками, а их военные хроники подозрительно напоминают "Похождения бравого солдата Швейка".



Коллаборанты второго сорта

Отношение немцев к украинским националистам было очень своеобразным. Показательным примером является расстрел в Бабьем Яру, где вместе с евреями и цыганами были ликвидированы и представители галицкой интеллигенции, мечтавшие о независимой Украине. В их числе была известная поэтесса Елена Телига, вскрывшая себе вены незадолго до казни. В качестве договороспособной стороны украинцы не рассматривались от слова "совсем".

Статные, мужественные и белокурые украинские "арийцы" на службе Рейха.
Статные, мужественные и белокурые украинские "арийцы" на службе Рейха.


Любые взаимодействия с населением оккупированных территорий решались либо через рейхскомиссариаты, либо через власовский КОНР, во главе которого были русские коллаборационисты. Если к русским немцы изредка прислушивались, то украинцы считались скорее обузой.
Оба крыла ОУН, какое-то время поработав у немцев мальчиками на побегушках, впоследствии действительно отказались сотрудничать с нацистами. Но не из принципов, как утверждают их лживые апологеты. Их просто не воспринимали всерьез, видя в них мечтательных шутов, неспособных к рациональному мышлению и элементарной самоорганизации. Потому часть оуновской верхушки, после предварительного использования нацистами в качестве подручных, была раскидана по концлагерям (включая самого Бандеру), часть расстреляна, а часть бежала в лес, влившись в ряды УПА. Даже гитлеровцы прекрасно понимали, что украинские националисты в принципе не нужны. Без них как-то гораздо лучше.



Националисты без герба и флага

Тем не менее, Германия нуждалась в человеческих ресурсах, которые массово пополнялись за счет местных коллаборантов. В 1943 году началась комплектация 14-й гренадерской дивизии Ваффен-СС "Галичина", гербом которой, к большому сожалению украинских националистов, стал галицийский лев, а не трезубец. "Украинской" дивизии отказали в национальной символике и национальном названии, и этим она выделялась среди всех иностранных легионов СС, которые именовались в честь этноса, из которого они комплектовались, и зачастую имели право самостоятельно выбирать эмблему. "Галичина" никогда не называлась "1-й украинской дивизией СС", слова "Украина" и "украинцы" никогда не использовались ни в одном официальном документе, связанном с этим формированием, его офицерский состав полностью состоял из немцев, а самих галичан презрительно называли "восточными тирольцами". И это далеко не комплимент: тирольцы для немецких националистов - приблизительно то же самое, что среднеазиатские гастарбайтеры для националистов русских.

Герб дивизии СС "Галичина". Тризуб и украинский флаг им использовать запретили.
Герб дивизии СС "Галичина". Тризуб и украинский флаг им использовать запретили.


Отто Вехтер, губернатор дистрикта Галиция, писал об эмблеме дивизии: "этот лев принадлежит украинской традиции этого края, но не является символом великоукраинских устремлений". Согласитесь - большой контраст со всеми прочими формированиями Вермахта и Ваффен-СС, в которых не существовало практически никаких ограничений, связанных с символикой.

"Швейк" по-украински: солдаты неудачи в рядах СС

Официальный срок обучения дивизии равнялся году с лишним. На деле же новобранцев тренировали 4 месяца, и тренировки эти были весьма специфичны. Унтер-офицер Роман Лазурко, в частности, писал, что самым популярным методом обучения военному ремеслу было пение в противогазе на солнцепеке - довольно бестолковое упражнение, которое больше ассоциируется с советской армией времен Перестройки, чем с эффективными и дисциплинированными войсками СС. Особенно если вспомнить, что ни одна из воюющих сторон к тому времени не применяла отравляющие газы. В результате такой "тренировки" немцы получили, пожалуй, наименее боеспособную дивизию из всех имевшихся.

В воспоминаниях ветеранов "Галичины" описывается любопытный случай, когда боец по фамилии Вовк, как следует прицелившись, выстрелил по советскому танку из панцерфауста, совсем позабыв, что позади него находится кирпичная стенка. Бедолагу живьем сожгло струей раскаленного газа, отскочившего от стены - смерть, достойная премии Дарвина!

Нет, это не то, о чём вы подумали, они просто друг друга подстраховывают!
Нет, это не то, о чём вы подумали, они просто друг друга подстраховывают!


Командир одной из "галицийских" рот Павел Сумароков (к слову - этнический великоросс, не украинец) вспоминал, как его туповатые подчиненные в упор не заметили замаскированные советские танки, приняв их за стога сена. В результате таинственные стога пробудились, заревев моторами, и несколько раз дыхнули огнем в сторону траншей, в которых скрывались незадачливые галичане. Когда дым рассеялся, на месте отважных украинских добровольцев обнаружилось обильное мясное рагу.

Немецкие офицеры и их украинские рабы

Весь высший командный состав дивизии состоял из немцев. Исключением был майор Евгений Побегущий, мемуары которого - настоящий кладезь забавных фактов. Офицером он был ужасным, в свое время дезертировал из польской армии, командовал карательными операциями в Белоруссии (после чего даже немножко посидел, причём в немецкой тюрьме), но немцам выбирать не приходилось. Во главу дивизии был поставлен немецкий генерал Фрайтаг, который вообще(!) не имел никакого боевого опыта. Даже германский состав "Галичины" был заповедником трусов, бездарей, зэков и неудачников, в свое время проколовшихся на различных мелочах. Именно таким людям обычно поручают самую грязную работу: мытье сортиров, стирку белья, дрессировку плохо обучаемых аборигенов. По-немецки никто из украинцев не говорил, потому вторым официальным языком дивизии был язык глухонемых.

Герои Тернополя при содействии иностранных посредников эвакуируются в советский плен. 1945 год.
Герои Тернополя при содействии иностранных посредников эвакуируются в советский плен. 1945 год.

Во время отступления через немецкую территорию украинцев заставляли ночевать в сараях средь зимы, о чем с некоторой печалью писал Побегущий. А еще в "Галичине" активно практиковались дисциплинарные расстрелы - да похлеще, чем в РККА. Первый расстрел был произведен еще в во время обучения в Нойхаммере, и его жертвой стал рядовой по фамилии Бурлак, набросивший одеяло на голову унтер-офицеру - своему близкому другу и земляку (оба были из-под Черткова, что в Тернопольской области). Несмотря на мольбы сослуживцев, генерал Фрайтаг приказал расстрелять молодого шутника, сочтя происшедшее грубым нарушением военной дисциплины. Успокаивать приговоренных всегда приходилось Исидору Нагаевскому - греко-католическому священнику и капеллану дивизии, и с подробными описаниями слез, соплей и страданий галицких парубков вы можете ознакомиться, поискав в интернете его воспоминания. Нам это описывать ни к чему.

Добровольцев расстреливали за любую мелкую оплошность - от не вовремя съеденного пайка до кражи у гражданских лиц какой-нибудь вещицы. Но стоит признать, что это длилось недолго: после того, как героическая дивизия потерпела полный разгром под Бродами (ее единственная в истории битва - и с треском проигранная), число немцев в ней было увеличено до 1000 человек. По словам Побегущего, германское командование воспринимало легион, как очередное немецкое формирование, лишь иногда пополняемое украинцами. После столь интенсивной "германизации" "Галичины" расстрелы были в ней практически отменены. В 1944 у и без того проблемного формирования появилась еще одна хроническая болезнь: массовое дезертирство. Ногаевский в "Воспоминаниях полевого священника" писал: "Еще в апреле 1944 в Нойхаммере начали каждый день исчезать подстаршины и стрелки с разных родов оружия". К тому моменту в дивизии служило много бывших бойцов РККА, дезертировавших и перешедших на сторону Германии. Стоит ли говорить о том, что в своем предательстве они были абсолютными рецидивистами?

Из украинцев - в поляки

Потеряв 80% личного состава под Бродами, "украинская дивизия" подверглась кадровой германизации, после чего была брошена на борьбу с партизанами в Словакии. Финальная точка в ее судьбе вызывает особый интерес.
Британский историк Гордон Вильямсон(автор книги "СС - инструмент террора" ) пишет: "Тот факт, что союзников смутил статус этих людей, именовавшихся галичанами, позволил многим из них избежать насильственной депортации в Советский Союз. Несмотря на то, что они служили в составе Ваффен-СС, польский генерал Андерс предпочел рассмотреть ситуацию с прагматической точки зрения и решил простить им их прошлое, а, учитывая их потенциальную полезность как истинных антикоммунистов, поддержал их заявления о том, что они являются поляками". Поляками, Карл.

Понятное фото: зомбированные львовские школьники гордо несут штандарты дивизии, не понимая, что фактически прославляют слабаков и неудачников, опозоривших их регион на всю Европу.
Понятное фото: зомбированные львовские школьники гордо несут штандарты дивизии, не понимая, что фактически прославляют слабаков и неудачников, опозоривших их регион на всю Европу.

Вот мы и имеем то, что имеем. На практике бойцы "Галичины" не были ни героями, убивавшими "оккупантов" сотнями во имя "свободной Украины", ни хладнокровными карателями, евшими на завтрак русских детей. Вся дивизия представляла собой нелепое сборище малограмотной деревенщины, список "подвигов" которой ограничивается марш-броском под Бродами в качестве пушечного мяса. В конце войны эти забавные люди предпочли признать себя поляками, чем сохранить верность своей идее и нести ответственность за сделанный выбор. Большое позорище не только для галичан, но и для всех войск СС, заслуживших себе мрачную славу "чёрного ордена Третьего Рейха".


Сами же свидомые коллаборационисты были людьми исключительно слабыми и хрупкими. Такими же хрупкими, как и вся украинская национальная идея.