От редакции: Регулярно поступают просьбы от читателей больше рассказывать о силовой подготовке в старом, дореформенном, ушу.
До Синьхайской революции 1911 года практика боевых искусств в традиционном обществе Поднебесной была неразрывно связана государственными экзаменами на воинский чин, где кроме письменного экзамена по воинскому канону и демонстрации технических навыков владения оружием, необходимо было продемонстрировать силовые качества с тремя специальными экзаменационными предметами.
«Мастерство и отвага» экзаменуемого подтверждалась выполнением именно этих трех упражнений. Сегодня подробная статья про экзаменационный камень.
В официальной истории Китая первым человеком, поднявшим чрезвычайно тяжелый предмет, был Сян Юй (232–202 гг. до н.э.). Он был типичным добрым молодцем, эпическим героем, деспотом и верховным правителем Западного Чу.
Согласно легендам, Сян Юй обладал необычайной физической силой. Говорили, что он мог поднять огромный бронзовый треножник. Некоторые из сохранившихся до наших дней, например, «Хоуму у-дин», весят около 800 кг.
Образ Сян Юя использовался во многих культурных сферах жизни в качестве эталона древнекитайской концепции мужественности.
Например, одно из упражнений подъема тяжелых камней в Атлетической системе физического воспитания, развития силы воли и духа элитных кадровых офицеров Цинской династии включает в себя следующее мнемоническое стихотворное наставление описывающее процесс подъема камней и вдохновленное поэзией Сян Юя:
Оторви камень от земли
С силой, что сворачивает горы.
Мощным духом, что мир затмевает,
Поменяй землю и небеса,
В этой позе устремись ввысь.
В этом отрывке вторая строка - «сила, сворачивающая горы» - взята из древнего стихотворения, написанного, как говорят, самим Сян Юйем. Суровый и сильный человек грозного характера, настоящий «хаохань» или «добрый молодец» (см. мою статью «Значение и развитие концепции «хаохань»), был крепок как гвозди.
Непоколебимый и самоуверенный Сян Юй жил на широкую ногу, отважно сражался и всегда подтверждал свои слова делом. Когда Сян Юй все же пал в битве, ему пришлось в одиночку сразиться с тридцатью воинами и умереть героем.
Незадолго до смерти он с сожалением отметил поражение в своей военной компании, написав «Песнь Сян Юя при разгроме под Гайся», в которой он обращается к своей любимой наложнице Юй:
Эх, силушка моя, что горы сворачивала,
Эх, мощный мой дух, что весь мир затмевал,
Не везет мне теперь, да и конь мой сгинул вдруг,
Сгинул пегий конь, эх, да что поделаешь?
Моя Юй, как же ты теперь, о сердешный друг!
В ответ Юй написала следующие строфы «Песнь наложницы Юй»:
Уж топчут нашу землю солдаты Хань ,
Враги наши песни распевают вокруг,
Моего господина воля и дух пропали совсем,
Ничтожной наложнице на кого опереться теперь, да и зачем?
Eго жизнь закончилась трагедией, однако Сян Юя всегда будут помнить за его невероятную силу и боевые подвиги. Позже он стал символом неимоверной физической силы и вдохновил многие грядущие поколения.
Традиции поднятия камней в Китае восходят ко временам Сян Юя и, возможно, к более ранним, но в этой статье мы подробно рассмотрим лишь «Золотой век» подъема камней, а именно период с 1645 по 1901 год.
В 1738 году в своем монументальном труде «Описание Китайской империи и китайской Татарии, королевств Кореи и Тибета» иезуит Дюальд писал:
Те же мандарины-чиновники, что сдают экзамен по гражданским дисциплинам, также сдают и военные экзамены: те из них, кто являются кандидатами, должны продемонстрировать свои способности в стрельбе из лука и верховой езде. Так как они обычно занимаются физическими упражнениями, требующими большой энергии и силы, то они должны доказать это, например, подняв огромный камень или какой-либо другой значительный вес.
Это одно из первых упоминаний о практике подъема экзаменационных камней, сделанное иностранцами, проживавшими в Китае в начале династии Цин (1645–1912 гг.).
Поднятие камней стало обязательным требованием военных имперских экзаменов в начале династии Цин.
В цинском династийном уложении 1759 года в главе «О военном экзаменационном камне» говорится:
С почтением замечаем, что при ныне царствующей династии должно изготовлять на заказ военные экзаменационные камни формой подобные квадратным цокольным камням. Справа и слева выдолбить углубления для пальцев рук, для удобного хвата. Также делить эти камни на три категории.
Камни первой категории весят 300 цзиней, высота их 1 чи 7 цуней и 8 фэней, ширина 1 чи и 3 цунь, а толщина 8 цуней. Камни второй категории весят 250 цзиней, высота их 1 чи и 6 цуней, ширина 1 чи и 6 фэней, а толщина 7 цуней и 6 фэней. Камни третей категории весят 200 цзиней, высота их 1 чи и 5 цуней, ширина 1 чи и 5 фэней, а толщина 7 цуней. В зависимости от того, кто какой камень поднимет, так и оцениваем силу.
Таком образом, согласно «Уложению»:
- экзаменационный камень первой категории весил 177 кг и был размером 55x41x24 см,
- экзаменационный камень второй категории был 147 кг, размером 50x34x25 см,
- экзаменационный камень самой легкой третьей категории весил 118 кг, с праметрами 47x33x22 см.
Чтобы пройти эти испытания, требовались годы развития всех необходимых навыков и физической силы, чтобы успешно выполнять требуемые упражнения.
В 1842 году Никита Яковлевич Бичурин (также известный как православный монах Иакинф; 1777-1853) в своей книге «Китай в гражданском и нравственном состоянии» записал:
«Между тем как европейские государства одно другому соревнуют как в учреждении, так и в улучшении разных училищ по военной части, в Китае вовсе не помышляют об основании общественных заведений для образования офицеров. Восемь Знамен, то есть корпусов иностранных войск, доставивших престол Китая ныне царствующей династии, составились из постепенного соединения разноплеменных мелких владетелей, которые, пожертвовав своим состоянием общему благу, имели право на вознаграждения, обеспечивающие потомство их в содержании себя; по сей причине многие офицерские места в знаменах оставлены наследственными. Напротив, в войсках Зеленого Знамени, состоящих из коренных китайцев, офицерские места предоставлены одним кандидатам и магистрам военной гимнастики.
В каждом из Восьми Знамен учреждены училища для образования юношества, по происхождению принадлежащего к Знаменам. Китайцы, напротив, получают образование в военной гимнастике у частных учителей, и притом по собственному произволению; а кандидатами государственной службы делаются с того времени, когда объявят правительству о своем желании служить в войсках Зеленого Знамени. После сего им надлежит испытание в военной гимнастике, которое, подобно испытанию в свободных науках, производится на степень студента в областном или окружном, на степень кандидата — в губернском городе, на степень магистра — в столице… Испытание в военной гимнастике производится на поле и потому называется внешним, в противоположность испытанию в письме, которое производится в экзаменальном дворе и потому называется внутренним. На внешнем испытании в первый день испытывают в конном, а во второй — в пешем стрелянии из лука, в действовании бердышом и в поднимании камня… Ловкость и сила показываются в натягивании тугого лука, в действовании огромным бердышом и поднимании камня. Лук есть восьмисильный, десятисильный, двенадцатисильный. Бердыш есть в 80, 100 и 120 гинов. При испытании в ловкости и силе лук должно натянуть вполне, бердышом сделать несколько приемов, а камень приподнять на фут от земли. Сделать одно или два из сих считается достаточным…Камень имеет вид четвертоугольного подстолбия; с правой и левой стороны высечено углубление, чтоб удобнее поднимать камень руками. Также делится на три степени. Камень первой степени весит 300 гинов; в вышину содержит 1 5/100, в ширину 1 3/10 фута, в толщину 8 дюймов. Камень второй степени весит 250 гинов; в вышину содержит 1 6/10, в ширину 1 8/100 фута, в толщину 7 6/10 дюйма. Камень третьей степени весит 200 гинов; в вышину содержит 1 5/10, в ширину 1 5/100, фута, в толщину 7 дюймов.
Эти упражнения с подъемом камней отличались от простых современных одиночных движений типа становой тяги. Доказательством этого является первоисточник конца XIX века. В 1896 году китайский иезуит из Шанхая Этьен Зи написал самое блестящее и подробное описание военных имперских экзаменов дошедшее до наших дней. Вот как он описывает процедуру подъема камней на военном экзамене:
Наконец-то, следут упражнение с камнем. После обычных формальностей каждый кандидат выбирает один из трех камней. Поместив пальцы рук в отверстия по бокам камня, он должен поднять его как минимум на 32 см от земли и повторить это движение три раза.
Однако, кандидаты предпочитают вытягивание каменя на колени, некоторые ходят с ним, но чаще всего они делают удержание камня на коленях. Рядом с камнем устанавливают специальный замерительный брус, чтобы отметить контрольную высоту, на которую необходимо поднять камень, как говорится «камень должен быть на уровне верха замерительного бруса..
Затем он вполне определенно указывает вес снаряда:
Таким образом, камень поднимается двумя руками, и обычно это камень первой категории весом в 177 кг.
В 1896 году китайский иезуит из Шанхая Этьен Зи сделал подробнейшее описание экзаменов:
Как уже говорилось, большинство поднимают экзаменационный камень на нужную высоту с помощью коленей. В Нанкине некоторые кандидаты вытягивали камень себе на колени, и предлагали своим конкурентам положить на него сверху еще и алебарду весом в 71 кг. Затем, поддерживая весь этот груз (248 кг) на коленях, они наклонялись, брали лист бумаги и писали кистью четыре больших иероглифа. Вот например две такие надписи:
«Пусть ваш карьерный рост сравнится по высоте с солнцем» или
«Пусть ваши блага будут обильны, как дождь» и роса и так далее.
Затем, они снимали с себя весь этот груз, и с почтением предлагали свою каллиграфию главному экзаменатору, становясь перед ним на одно колено, и обязательно еще раз называли свое имя.
Как мы видим для успешного прохождения экзаменов, и с целью быть конкурентоспособным, кандидат должен был выполнить определенный ряд сложных технических приемов, а не только поднять камень по принципу становой тяги.
Таким образом, сохранившаяся до наших дней традиционная классическая система подъема камней делится на две группы: базовую и продвинутую.
К базовым методам относятся техники, которые используются для подъема камней на колени камней различных весов.
Продвинутые методы предусматривают дальнейшие манипуляции с камнями различной степени сложности.
Со времен цинской династии, атлеты придерживаются конкретно установленному порядку подъема камня, который определяется следующими действиями: обхватить, вытянуть, раскачать/манипулировать, поднять и показать/засветить.
Всего существует три базовых метода подъема камней:
1. Вытягивание силой.
2. Вытягивание шкафа.
3. Свирепый тигр выходит из пещеры.
И ещё существует шесть продвинутых методов:
1. Небесное благословение.
2. Парусник.
3. Установить стелу (три варианта).
4. Удерживать камень и стрелять в тигра.
5. Нести пакет (три варианта).
6. Показать печать (два варианта).
Традиционно, во время имперских военных экзаменов тем, кто преуспел в подъеме и манипуляциях с камнями, присуждались дополнительные баллы, которые позже помогали набрать «проходной балл».
Победителя часто награждали пямятными камнями с вырезаннными надписями, восхваляющими его достижения:
Чемпион среди чемпионов, благодаря своей силе, заслуживший первое место
Это типичный пример надписи на одном из таких наградных камней.
В китайском языке экзаменационные камни не имеют одного определенного названия, но, как и многие другие историческо-культурные понятия и феномены Поднебесной, определяются при помощи синонимичных лингвистических терминов, а таких насчитывается аж двадцать три: военный экзаменационный камень, номерной камень, контрольный камень, цокольный камень, каменный обхват, камень, запредельный камень, камень воли, камень мерило, каменный жеребец, отроческий камень, камень тренировки мастерства, военный камень, подъемный камень, камень храбрецов, камень мастерства и отваги, дарственный камень, камень тренировки боевых искусств, камень боевого мастерства, могильный камень, набросковый камень и верховой камень (здесь имеетя ввиду каменная приступка для посадки на коня у дверей домов знати).
Нижеприведенный список весов экзаменационных камней основан не только на различных исторических камнях, которые я поднимал или пытался поднять на протяжении многих лет, но и на камнях, вес которых вырезан на их поверхности.
Таким образом, сегодня у нас есть довольно исчерпывающий список исторических весов экзаменационных камней в килограммах: 47, 59, 70, 71, 75, 90, 94, 100, 106, 110, 113, 118, 120, 124, 130, 140, 147, 150, 160, 162, 165, 171, 177, 180, 183, 189, 195, 200, 206, 212, 218 и 236 кг.
В прошлом школы по поднятию камня насчитывали в своем инвентаре от трех до девяти камней прогрессирующих весов.
Согласно сохранившейся традиции, начальными считаются камни весом от 90 и до 100 кг.
Экзаменационными весами были камни 118, 147 и 177 кг.
Учитывая тот факт, что почти все кандидаты на военные экзамены обладали достаточной силой, чтобы поднять камни весом в 177 кг, становится очевидным, что на тренировках они несомненно поднимали более тяжелые камни весом до 236 кг.
Камни были довольно дорогими и производились в особых мастерских, специализирующихся исключительно на производстве экзаменационных камней, тяжелых алебард и другого экзаменационного оборудования. На некоторых камнях вырезаны названия мастерских, которые и являются их торговой маркой, увековеченной навсегда.
Четвертый камень в первом ряду нижеприведенного Наглядного пособия как раз и есть один из таких камней. Он вырезан из белого песчаника. Горизонтальная надпись сверху является названием мастерской «Зал вечной доброты», а четыре вертикальных иероглифа гласят «Чемпион среди чемпионов».
Нельзя не заметить, что первые двенадцать камней в наглядном пособии имеют полость особой формы, которую на жаргоне традиционных лифтеров называют «бутылочным горлышком» (пинкоу). Эти виды камней относятся к категории «каменных обхватов» (баоши). Они обычно производились такого же веса, что и камни без выдолбленных сквозных проемов. С целью компенсирования наличия большого сквозного отверстия каменные обхваты делались более широкими и высокими.
Этот уникальный дизайн позволяет атлетам выполнять определенные движения и техники с относительной легкостью по сравнению с другими камнями, так как форма и края полости являют собой дополнительную поверхность для захватов и манипуляций.
Из исторических первоисточников, иллюстраций и музейных экспонатов мы знаем, что каменные обхваты с «бутылочным горлышком» являлись одним из двух основных дизайнов используемых во время императорского экзамена, также имевшим хождение среди имперских борцов из «Дивизиона искусных борцов».
Таким образом, возможно предположить, что во времена династии Цин каменные обхваты с «бутылочным горлышком» в основном или почти исключительно всегда использовались имперскими борцами профессионалами, которые обслуживали дворцовые имперские военные экзамены, и что «бутылочное горлышко» представляет собой некий высококлассный дизайн, используемый исключительно правящей маньчжурской элитой.
Сегодня подобные каменные обхваты встречаются довольно редко и обычно либо выставлены в музеях, либо используются горсткой энтузиастов подъема экзаменационных камней.
Вторая и самая распространенная группа экзаменационных камней называется «подъемные камни» (доши). Как правило их высота от 55 до 67 см.
Они довольно неглубокие, достаточные для того, чтобы вставить только четыре сустава пальцев. Эти полости называются «хваталками» (коушоу) или «втыкалками» (чашоу). Обычно они находятся на двух более широких сторонах камня, при этом полость расположена выше или ниже центральной линии.
В третьем ряду Наглядного пособия представлены две разновидности «подъемных камней».
Первая - с широким тяжелым основанием и пирамидальной формы с плоской вершиной. Обычно это самые тяжелые камни. Большая часть их веса сосредоточена в нижней части, что делает их еще более трудными для подъема.
Вторая разновидность с четырьмя ручками, по одной с каждой стороны, и может быть как прямоугольной формы, так и пирамидальной с плоской вершиной.
В четвертом ряду Наглядного пособия находятся «подъемные камни», у которых есть две или четыре очень маленьких или неглубоких ручки в форме «полумесяца». Некоторые из них с двумя большими ручками и четырьмя маленькими с каждой стороны.
В последнем нижнем ряду представлены цилиндрические, квадратные и нестандартные варианты как углублений, так и самих камней доши и баоши.
Большинство исторических камней сделаны из двух видов камней: зеленого и белого песчаника. Вероятно, они использовались, потому что обе эти разновидности материала достаточно мягкие, и их было относительно легко обтесать, выдолбить и придать нужную форму.
Тренировочные экзаменационные камни в основном простые, без каких-либо узоров и резьбы. Некоторые камни украшены тонкой окантовкой, которая обрамляет края камня и делает их более приятными на вид, но не выполняет никаких функций, кроме как эстетических.
Как уже говорилось выше, очень редко на камнях можно встретить благоприятные или поздравительные надписи, названия мастерских и указание веса. Еще более редко встречаются камни с традиционным орнаментом.
В результате большого разнообразия дизайна у каждого камня есть свой «особый характер» и специальное ощущение, которое становится очевидным при тренировках с ним.
Прогрессирующая система разновеса, разнообразие форм и размеров позволяет практикующему адаптироваться к большинству из них и чувствовать себя довольно “комфортно” и безопасно при манипулировании этими весьма тяжелыми предметами.
От редакции: Скоро выйдет такая же развёрнутая статья, в которой расскажем про экзаменационные тугие луки!
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными статьями по ушу.
Обращаем внимание, что данная статья не является учебным пособием, но лишь предоставляет малоизвестную в восточных единоборствах информацию. А тренироваться желательно под присмотром опытного наставника. Материалы в статье приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.
Всем хороших тренировок!
© Илья Профатилов, КНР, г. Циндао.