Найти в Дзене

Битва на реке Воронежке. Наши забытые победы

В 1164 году на берегу реки Воронеги (Воронежки), недалеко от места её впадения в Ладожское озеро произошла битва, в которой новгородцы, ладожане и княжеская дружина наголову разгромили численно превосходившее их шведское войско. Эта битва имела важнейшее значение для Северо-Западной Руси, так как после нее шведы в течение 76 лет не отваживались вторгаться в русские земли.

Так сложилось, что битва эта существенно менее известна, чем знаменитая Невская битва, прославившая в 1240 году князя Александра Ярославича. Между тем, количество врагов в битве при реке Воронеге, примерно в два раза превышало численность войска ярла Биргера в Невской битве, а число русских воинов, напротив, было в два раза меньше. При этом возглавлял русское войско в той битве родственник Александра Невского – князь Святослав Ростиславович - родной брат Мстислава Ростиславовича Храброго - прадеда Александра Невского.

Историки так оценивают соотношение сил в Невской и «Воронегской» битвах. В Невской битве в 1240 году шведов было около 2500. Русских, включая новгородских конников, пехоту (ополчение) и княжескую дружину – примерно 1450 человек.

В 1164 году на реке Воронеге шведов было не менее 3500, а русских 600 – 700 человек.

По свидетельствам летописей, шведы прибыли на 55 шнеках – парусно-гребных судах, вмещавших до 100 человек. Поэтому, вместе с экипажами их могло быть и около 5000.

В мае 1164 года шведские шнеки неожиданно показались в устье Волхова и двинулись вверх по течению к городу Ладоге. Однако, они были вовремя замечены и ладожане успели перенести в каменную крепость все припасы и подожгли деревянный город. Как не жаль было это делать, это была своевременная и правильная мера. Бревна от деревянных построек шведы могли использовать для «примета» - для того, чтобы засыпать крепостной ров. Кроме того, было выиграно время – пока посад пылал, и остывало пепелище, шведы не могли приступить к осаде и штурму. Между тем, горожане успели послать в Новгород гонца за подмогой.

Староладожская крепость. Стена со стороны крепостного двора.
Староладожская крепость. Стена со стороны крепостного двора.

Ладожане сумели отбить шведский штурм и нанесли врагам существенный урон, сделав неожиданную вылазку. После этого шведы отошли от Ладожской крепости, спустились по Волхову вниз, вышли в Ладожское озеро и расположились лагерем неподалеку - в устье и вверх по реке Воронеге. Шведы рассчитывали после передышки возобновить войну, опираясь на поддержку местного населения - колбягов (их не было непосредственно у Ладоги, колбяги (кюльфинги) - смесь местных финно-угров и норманнов, жили в устьях рек в Приладожье, собирали с финнов дань в пользу скандинавов). От Ладожской крепости шведы отошли, опасаясь оказаться между крепостью и новгородцами, прихода которых можно было ожидать. Но враги не ожидали, что новгородцы придут так быстро.

После получения от гонца сведений о вторжении шведов, новгородцы спешно выступили к Ладоге и соединились с лодожанами. Всего русских было около 700 профессиональных воинов – 500 новгородских дружинников и по сотне дружинников князя и ладожан.

28 мая небольшое русское войско внезапно напало на шведский лагерь, растянувшийся вдоль реки Воронеги на 4 – 6 километров. Удар был сокрушительным. Так как силы шведов были растянуты вдоль берега, в каждом месте русские воины имели численное преимущество перед отдыхавшими шведами. Они погнали врагов вдоль берега, избивая их, а бежавшие приводили в панику всех остальных, располагавшихся дальше по берегу.

Разгром был полным. Из 55 шнеков уйти от берега с неполными экипажами сумели, по разным данным, только от 7 до 17 шнеков. Русские перебили или пленили около трех четвертей шведского войска, которое, в свою очередь составляло, на тот момент, четверть всех воинов Швеции.

Вплоть до Невской битвы шведы не смели сунуться на территорию Северной Руси. Почему эта битва известна только историкам, и не так знаменита как Невская или Ледовое побоище, не вполне понятно. Хотя, на этот счет есть разные предположения.

Некоторые историки считают, что битву при реке Воронеге сознательно увели в тень, чтобы она не заслоняла величие менее крупной Невской битвы, происходившей в сходных условиях, и давшей имя Александру Невскому, причисленному к лику святых. Хотя, казалось бы, победа родственника Александра Невского, не умаляет, а подчеркивает закономерность победы правнучатого племянника.

Некоторые "альтернативщики", как это принято у них, говорят, что Невская битва и битва при реке Воронеге это одно и то же сражение. Однако, это легко опровергается, так как эти битвы, в разное время описаны в разных летописях и наших и шведских.

Есть ещё один очень существенный момент, заставляющий по-другому смотреть на эти события. Конечно, нам хочется видеть здесь победу русских над шведами. Однако, нужно понимать, что к тем временам наше (как и шведское и любое другое) понятие патриотизма неприменимо. Дружинники сражались за князя, за свой город. В те времена государственность, с присущим ей патриотизмом, только формировалась. И безусловно, такие битвы этому способствовали. Но причина шведского вторжения в 1164 году многим покажется удивительной. По понятиям того времени они имели на это определенное право. Дело в том, что в начале 11 века Ладога принадлежала не Новгороду, а киевским князьям и, в 1019 году, Ярослав Мудрый подарил Ладогу с её землями, своей жене Ирине - шведской принцессе Ингигерд, в качестве свадебного подарка. Кстати, название Ингерманландия происходит, по версии историка Татищева, от имени этой супруги Ярослава Мудрого. Ирина - Ингигерд передала Ладогу своему родственнику ярлу Рагнвальду, который укрылся в Ладоге, преследуемый королем Швеции. В Ладоге Рагнвальд повторно женился и у него здесь родился сын Стенкиль, ставший примерно в 1056 году королем Швеции. Можно считать, что в те времена Ладога была, своего рода, совместным владением русских князей и шведских ярлов. Историки называют это владение того периода - "Ладожское ярлство". Чтобы понять, как был "лихо закручен" династический сюжет, вдумайтесь в такой факт: Новгородский князь Мстислав Великий (с 1095 по 1117 г.), сын Владимира Мономаха и правнук Ярослава Мудрого, был женат на внучке того самого Стенкиля (шведского короля) - правнучке Рагнвальда. Дети Ульва, другого сына Рагнвальда, стали новгородскими боярами, основателями известных боярских родов, занимали в Новгороде значительные должности. Новгородцев не устраивало княжеское правление в Ладоге и они использовали все способы, чтобы утвердить там свое влияние, "отжать" Ладогу у князей. Для этого, в частности упомянутые новгородские бояре - потомки Рангвальда - Павел и Рагуил, в начале 12 века были назначены ладожскими посадниками. В результате, к 1164 году новгородцы, уже, практически, подчинили себе княжескую, ранее, Ладогу, подаренную, без их ведома шведской принцессе.

Что же до Швеции, то там во время похода на Ладогу, королем был Карл Сверкерсон, потомок ярла Рагнвальда, и ему возвращение "наследства Рагнвальда" было очень нужно для укрепления королевской власти.

То есть шведы шли в Ладогу отбирать свое наследство у дальних родственников. Без всяких кавычек...

Именно поэтому битву при реке Воронеге можно считать поворотным пунктом в истории Северо-Западной Руси. Эта битва окончательно зафиксировала разделение государственных интересов и прав правителей и элит Швеции и Северо-Западной Руси, хоть и бывших, при этом дальними родственниками.

И еще нужно сказать об одном важном обстоятельстве этой истории, без которого победа над иноземцами была бы невозможна. Как известно, отношения новгородцев с князьями были сложными, как и отношения новгородцев с ладожскими посадниками. В частности, между новгородским посадником Захарией и ладожским Нежатой был жесткий конфликт за несколько лет до вторжения шведов. Однако, Нежата не сдал Ладогу шведам, на что те рассчитывали. Все три русских военачальника - посадники Нежата и Захария, и князь Святослав Ростиславович, оставив прошлые обиды, объединились для защиты родной земли.

Сегодня близ места исторической битвы возведен православный храм - церковь Сретения Господня. Она была освящена в 2011 году в день древней битвы - 28 мая. Появился этот храм благодаря инициативе и усилиям местного подвижника, руководителя Историко-культурного центра "Воронега" - Николая Александровича Ванюшова. Создавался храм усилиями многих людей - мастеров, спонсоров, местных жителей.

Рядом с храмом на берегу Воронежки обустроена обширная площадка, на которой проводятся праздники и исторические реконструкции.

Находится это историческое место в деревне Потанино Волховского района Ленобласти. Из центра Петербурга туда можно доехать по Мурманскому шоссе за 2 часа.

Подписывайтесь на наш канал!