Найти тему

Аниме-обзор: Судзумэ, закрывающая двери. Шедевр, который не поняли

"Судзумэ, закрывающая двери" - новый фильм известного режиссера - Макото Синкая оставил после себя больше вопросов, чем ответов. Однако в этом нет вины зрителей, которые не внимательно смотрели картину, или сценаристов, создавших вторичный сюжет. Дело заключается в пропасти, отделяющей нас от японского понимания мира. Сейчас я проложу мостик и покажу почему "Судзуме, закрывающая двери" намного сложнее, чем кажется.

Япония - страна землетрясений

Когда вы начинаете изучать японский, "землетрясение" - одно из первых слов, которое вы выучите.

В Японии землетрясения играют важную роль в жизни. Эту страну в буквальном смысле трясет каждый день из-за расположения на стыке тектонических плит. В "Судзуме" на самом деле очень хорошо показан современный быт, связанный с постоянной сейсмической угрозой. Сообщения на телефон, сирены, постоянные толчки: все это не фантастика, вызванная волшебными червями, а реальность Японии.

Однако даже ежедневные толчки не сравняться с ужасом цунами.

Интересный факт:
Почему Западный столп был расположен в Токио? Это отсылка к Великому землетрясению Канто 1923 г., который стёр Токио с лица земли. Это событие часто упоминается в японском творчестве, например, в фильме Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает".

12 лет после реальной катастрофы

По сюжету Судзуме потеряла мать ещё маленькой девочкой 12 лет назад. Эта цифра была выбрана не просто так.

В 2011 году в Японии произошло одно из крупнейших землетрясений в современности, за которым последовало мощное цунами. Цунами привело к целому ряду катастроф, в том числе и к аварии на АЭС Фукусима-1.

Регион Тохоку, где раньше жила Судзуме, пострадал от цунами сильнее всего, и вероятно её мать стала одной из многочисленных жертв.

-2

Национальная травма сквозь года

На протяжении тысяч лет японцам приходилось сталкиваться с природными катаклизмами на столь маленькой территории, однако это не единственная национальная травма, о которой говорит Макото Синкай.

Крах японского японского финансового пузыря, случившийся в 90-е, известен довольно широко. Пузырь — это когда цены активов стремительно растут до несправедливых отметок, а потом так же резко падают. Более простыми словами: ценность активов японцев стремительно росла, пока не их резкий обвал не оставил людей один на один с кредитами и неминуемым банкротством.

Годы, последовавшие в Японии вслед за крахом, называю "потерянным десятилетием". Это период, когда экономический рост в стране не то что замедлился, а фактически остановился.

Поэтому одна из ключевых точек путешествия Судзуме и Сото - парк развлечений, печальное напоминание о крахе рынка и тысяч жизней, на снос, которого просто нет средств.

-3
Интересный факт:
Отмечу, что это не первое упоминание большого количества заброшенных парков аттракционов в Японии. В фильме Хаяо Миядзаки "Унесенные призраками" отец Тихиро принимает мир духов за один из таких, замечая: "В 90-е их много понастроили, однако почти все они обанкротились".

Как японцы преодолевают трагедии

Как-то на паре японского мы заговорили о том, почему японцы достаточно легко относятся к бомбардировке Хиросимы и Нагасаки и не сокрушаются о пережитой травме. Наш сэнсей на это ответила, что в Японии стараются не концентрироваться на негативном прошлом. Они живут сейчас и намерены строить светлое будущее, которое не будут омрачать события минувших лет.

Двери не случайно расположены в заброшенных местах, они - своеобразные памятники минувшему счастью людей, а черви, запертые за ними, - не просто сила природы, как многие подумали. Черви символизируют неудержимое горе и память о трагедии, что пытается повлиять на настоящее.

Запечатывая двери, "хранители" отпускают прошлое, чтобы нация могла идти дальше. Причем в фильме используется очень интересная игра слов, понятная тем, кто владеет японским.

Поворачивая ключ в замочной скважине в начале и середине фильма, герои использовали слово okaeri, которое используется для приветствия вернувшихся (рус. Добро пожаловать домой!). В конце же Судзуме говорит ittekimasu, которое используется при прощании (рус. Я ухожу).

Причем, воссоединившись с Сато в конце фильма, она вновь использует okaeri. Возможно в первые она употребила эту фразу не к запертым в душе воспоминаниям, а к кому-то, кто уведет её в будущее.

-4

Подведем итоги

Цель приключение Судзуме - это не столько спасти красавчика Соту от участи стула (хотя в этом тоже есть смысл), сколько принять собственную трагедию. Спустя двенадцать лет она возвращается в место, где когда-то умерла ментально, чтобы наконец-то проститься с пережитым горем и навсегда покинуть разрушенный дом.

Да, сценарий "Судзуме" мог бы быть лучше, в особенности в плане натянутой романтической линии. Однако смысл, который заложил Макото Синкай просто невероятный. Я надеюсь, что этот разбор сюжета тоже поможет вам понять это.

На этом все! Если тебе понравилась статья, то поставь лайк и напиши своё мнение в комментариях. Также не забудь подписаться на мой канал, ведь впереди нас ждет еще много интересного!

Читайте также:

Особеннось фильмов Хаяо Миядзаки
Одержимая Солнцем28 января 2021
Аниме обзор: "86"
Одержимая Солнцем1 июня 2021
Сомнительная мораль бисенэнов. Обзор на Патриотизм Мориарти
Одержимая Солнцем21 апреля 2022