Причудливый купеческий особняк с башенкой-сундуком восхищал современников в конце 19 века, и до сих пор его называют украшением Замоскворечья. Его перестроил тогда еще молодой и неизвестный Лев Кекушев, и несмотря на то что хозяин особняка, фабрикант и меценат Трифон Коробков, не одобрил первоначальный замысел архитектора, получился настоящий шедевр. Около 60 лет особняк принадлежит МИДу, поэтому попасть внутрь можно только на Дни наследия.
Лев Кекушев планировал фасад в неогреческом стиле, но Трифон Коробков хотел что-то необычное и нарядное, поэтому архитектор переделал проект и добавил угловую башенку — там он разместил парадный вход с изящной лестницей. Лев Кекушев спроектировал особняк в 1894 году — он перестроил его из невзрачного домика с мезонином 1866 года. Через 5 лет помощник архитектора Сергей Шуцман удлинил особняк справа по фасаду и со стороны двора.
Фасад украшают кариатиды — женские статуи, которые символично поддерживают успех в коммерческих делах и равновесие в доме. Любопытно, что у кариатид, как и у женских масок над окнами первого этажа, лицо красавицы-жены Трифона Коробкова Ольги. Между кариатидами — жезл Меркурия, покровителя торговли: хозяин дома владел бумажной фабрикой. Жезл в форме факела — намек на просвещенность: Коробков был собирателем искусства и меценатом.
У особняка был необычный цвет — сиреневый. Его нашли реставраторы, когда расчистили фасад от 10 слоев краски. На улицу выходили полуциркульные окна парадных комнат — зала с пышной лепниной, гостиной и будуара в стиле рококо с так называемым вспарушенным сводом — то есть в форме полушария. В пристроенной со двора части на втором этаже разместились кабинет, столовая с зимним садом и кухня, а на первом этаже детские комнаты — для сына Сергея и дочери Ольги.
Столовую Лев Кекушев отделал темным деревом с резными вставками и тканью с набивным орнаментом и соединил комнату застекленным проемом с зимним садом, где росли пальмы и лианы. В парадные комнаты на втором этаже вела дугообразная лестница с кружевной решеткой. Рядом с ней в вестибюле архитектор разместил мраморный камин с зеркалом. Стены на уровне первого этажа украсил рустом — его сменяли профильные рамки и яркое пятно — витраж.
Богатая отделка интерьеров сохранилась до наших дней, правда, за закрытыми дверями, но это уже совсем другая история. Как вам особняк Коробкова?