В годы Великой Отечественной летчик-штурмовик в среднем успевал совершить только 11 боевых вылетов. Эта специальность была одной из самых трудных в авиации. Для сравнения: средняя живучесть бомбардировщиков составляла 48 вылетов, истребителей — 64. Сегодня расскажем о летчике штурмовой авиации Василии Бирюкове, совершившем свыше 120 боевых вылетов. Вы узнаете, за что он был удостоен звания Героя Советского Союза и как прошел его неравный бой с «Фоккерами».
Становление летчика
Василий родился 11 декабря 1919 года в селе Ольховатка под Курском. После окончания школы он работал фрезеровщиком на заводе в Коврове. В 1939 году Бирюков был призван в Красную Армию и направлен в Чкаловскую школу пилотов, где освоил специальность летчика-штурмовика самолета Ил-2.
На фронт он попал 25 августа 1943 года, а уже через 12 дней был удостоен первой награды — ордена Красной Звезды. К этому моменту Василий уже совершил семь боевых вылетов. Чтобы более точно сбрасывать бомбы и эффективно поражать наземные цели из пушек и пулеметов, штурмовикам приходилось летать на низких высотах. Это увеличивало шансы быть сбитыми зенитками противника. Несмотря на все риски, Бирюков успешно атаковал цели. Так, 28 и 29 августа в районе деревень Кулагино и Бурцево он подавил две минометные батареи, две пулеметные точки и поджег несколько опорных пунктов немцев.
Василий проявлял в бою хладнокровие и мужество. Он не раз попадал под интенсивный огонь зениток и атаки вражеских истребителей, но всегда до конца выполнял задание. Четырежды его Ил-2 был серьезно поврежден. Один из самых трудных боев состоялся 6 августа 1944 года. К тому моменту Бирюков был уже опытным летчиком и командовал эскадрильей штурмовиков. В тот день он вел восьмерку Ил-2 для штурмовки немецких позиций и литовского города Биржай. При подходе к линии фронта по радио поступило предупреждение: «Осторожно, в воздухе 16 "фоккеров"». Штурмовики сомкнулись в компактный строй и пошли в атаку на наземную вражескую колонну.
Немецкие «фоккеры» ринулись на строй Ил-2 после выхода советских самолетов из первой атаки. Только у противника было не 16, а 30 машин. В бой незамедлительно вступили истребители прикрытия, они всячески пытались отогнать немцев от штурмовиков. В ходе воздушного боя советские истребители сбили два «фоккера».
После первой атаки Бирюков заметил в горящей деревне немецкие танки и незамедлительно повел своих штурмовиков на новую цель. В воздухе и на земле стоял сплошной грохот: взрывались бомбы, горели танки. Зенитки били по штурмовикам. Завывающие «фоккеры» нападали на «илы». Летчики эскадрильи Бирюкова не покинули поля боя, пока не выполнили задания. В этой неравной схватке Ил-2 ведущего прямым попаданием снаряда был поврежден: разворотило киль, стабилизатор, правый элерон, перебило тросы и тяги управления.
Машина произвольно пошла вниз. С большим трудом Василий Бирюков выровнял ее и довел группу до линии фронта. На аэродром он пришел бреющим полетом последним и мастерски посадил тяжело израненную машину. Четыре раза противник подбивал Василия Бирюкова, и всегда летчик благополучно возвращался домой.
К сентябрю 1944 года на счету Василия Николаевич Бирюкова было 120 боевых вылетов. Летчик нанес значительный ущерб врагу. За свои заслуги он был удостоен множества орденов и медалей, в том числе звания Героя Советского Союза. Узнать больше о мужественных поступках советских людей на фронте и в тылу вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода