Найти тему
МуZей Победы

Операция «Концерт». Как советские партизаны за пару недель на 40% сократили перевозки в немецком тылу?

«Концерт» — так называлась партизанская операция по уничтожению железных дорог и мостов в немецком тылу. Ровно 80 лет назад партизаны начали массированные минно-подрывные операции, чтобы облегчить советское наступление на Смоленск и Гомель. В честь этой годовщины рассказываем о том, как проходила одна из самых масштабных операций советских партизан и к чему она привела.

Немецкий поезд, взорванный партизанской группой «Освободитель» Тракайской партизанской бригады, 1944 год. Эта и другие фотографии статьи приведены для иллюстрации
Немецкий поезд, взорванный партизанской группой «Освободитель» Тракайской партизанской бригады, 1944 год. Эта и другие фотографии статьи приведены для иллюстрации

Подготовка операции

В годы Великой Отечественной партизанское движение приобрело внушительный размах, численность народных мстителей достигала миллиона человек. Чтобы сделать действия подразделений партизан более координированными и эффективными, советское командование создало Центральный штаб партизанского движения. Так, для помощи народным мстителям в немецкий тыл отправляли продовольствие, вооружение, подготовленных бойцов и командиров.

-3

В 1943 году были проведены масштабные координированные с центром операции. Первой из них стала «Рельсовая война», которая началась 3 августа. Они проходили одновременно с наступлением советских войск под Курском. Массовые подрывы рельс затруднили перегруппировку и тыловое обеспечение отступавших германских войск, что помогло Красной Армии усилить давление на врага.

Группа советских партизан-подрывников из 2-го Симферопольского партизанского отряда под командованием Христофора Константиновича Чусси закладывает взрывчатку на железнодорожном полотне. Март 1943 года
Группа советских партизан-подрывников из 2-го Симферопольского партизанского отряда под командованием Христофора Константиновича Чусси закладывает взрывчатку на железнодорожном полотне. Март 1943 года

«Рельсовая война» была признана успешной, и ее опыт решили повторить. Так началась подготовка к новой операции, получившей название «Концерт». В сентябре 1943 года советские войска продвигались вперед под Смоленском и Гомелем, выходили к Днепру. Чтобы помочь наступлению Красной Армии, в тылу немецких войск было решено провести масштабную операцию по уничтожению коммуникаций. В ней участвовали партизаны Ленинградской и Смоленской областей, Прибалтики и Украинской ССР. Главная роль отводилась белорусским отрядам.

Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год
Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год

Для подготовки к «Концерту» было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований. В немецкий тыл регулярно вылетали транспортные самолеты со взрывчаткой и вооружением. Начало операции было запланировано на 19 сентября. К этой дате партизанам удалось доставить только чуть больше половины необходимых военных грузов. В результате ее перенесли на 26 сентября. Однако некоторые партизанские подразделения уже вышли на рубежи атак и начали действия по первоначальному плану.

Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан Украинской ССР из кузова грузовика ГАЗ-АА
Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан Украинской ССР из кузова грузовика ГАЗ-АА

Начало «Концерта»

Только белорусские отряды в ночь на 19 сентября подорвали около 20 000 рельсов и вывели из строя примерно 130 километров железнодорожных путей. Той же ночью ударили и группы в Прибалтике. Партизаны черниговского отряда «За Родину» захватили три переправы через Днепр, смогли отбить все контратаки немцев и передали их частям 60-й армии. Основные удары партизан приходились по железнодорожным путям и мостам.

Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год
Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год

Для успешного проведения операции от подрывников требовалась не только храбрость, но и смекалка. Так партизан Григорий Аркадьевич Токуев изобрел мину нажимного действия особой конструкции. На ее закладку требовалось меньше времени, и работала она безотказно. При нехватке тола он же изобрел железный клин, который вставлялся между рельсами.

Григорий Аркадьевич Токуев
Григорий Аркадьевич Токуев

26 сентября начались атаки основных партизанских сил. Всего за время «Концерта» было уничтожено 148 тысяч рельсов, почти полторы тысячи немецких эшелонов и свыше сотни мостов. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью остановлено на несколько суток. Узловые станции оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков. Кроме того, для борьбы с партизанами, немцы были вынуждены снимать боеспособные части с фронта. Еще одним итогом «Концерта» стало снижение боевого духа вражеских солдат. Вот что было написано в одном их захваченных партизанами писем противника:

-9
«... В ночь на вчерашний день было подстроено столкновение курьерского поезда с поездом отпускников... мы не имели ни одной спокойной ночи с субботы до сегодняшнего дня, ибо эти проклятые свиньи (партизаны) приходят каждую ночь... Эдель, ты не можешь себе представить, как мы устали… Горят русские хижины. Я хотел бы знать, кто возьмет на себя ответственность за наши поступки. Вот как живется в русском раю…»
-10

«Концерт» был закончен в конце октября 1943 года. К этому моменту у партизан уже стала заканчиваться взрывчатка. Операция нанесла значительный урон врагу и помогла Красной Армии в наступательных боях. Узнать больше о героизме советских людей в тылу и на фронте вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода