27 декабря 1938 года, ровно 85 лет назад, в Советском Союза была учреждена государственная награда Герой Социалистического Труда. В сегодняшнем материале расскажем историю этой высшей степени отличия в области хозяйственного и культурного строительства. Вы узнаете, какие подвиги совершали ее обладатели и сколько было произведено награждений.
До введения этого звания в 1921 году проводились награждения заслуженных работников почетными грамотами, где использовался термин «Герой Труда». В 1927 году это звание было официально закреплено постановлением правительства. Новое звание Героя Социалистического Труда было введено в 1938 году. Это была высшая степень отличия за успехи в мирной жизни. Героем Соцтруда нельзя было стать за выслугу лет, награждение происходило исключительно за выдающееся заслуги в науке, промышленности, сельском хозяйстве и других сферах деятельности.
Изначально удостоенному этой награды полагались высшая государственная награда СССР — орден Ленина, грамота советского правительства, денежное вознаграждение и социальные льготы. В 1940 году был введен новый знак особого отличия для Героев Социалистического Труда — золотая медаль «Серп и Молот».
Первое звание Героя Социалистического Труда было присвоено Иосифу Виссарионовичу Сталину за исключительные заслуги в создании СССР. В предвоенный период этой высшей степенью отличия были в основном удостоены советские инженеры, работающие в оборонной сфере. Например, золотой медалью «Серп и Молот» был награжден легендарный оружейник Василий Дегтярев, создавший самый массовый пулемет Великой Отечественной — ДП-27. Врученная ему медаль находится в фондах нашего музея.
Герой-железнодорожник
В годы войны этого звания было удостоено множество тружеников тыла: рабочих заводов, строителей, железнодорожников, ученых. На экспозиции «Подвиг Народа» представлены 203 истории Героев Социалистического Труда. Среди них есть удивительная биография инженера Ивана Зубкова. В 30-е годы он участвовал в строительстве железнодорожных мостов, московского метрополитена. В 1939 году за образцовую работу он был награжден медалью «За трудовую доблесть».
В январе 1941 года Зубков был направлен в Ленинград начальником строительства метрополитена. Однако начавшаяся война нарушила все планы. Метростроевцы были переведены на возведение оборонительных рубежей. Иван Георгиевич организовывал строительство железобетонных укреплений на Карельском перешейке с для защиты города от финских войск с севера. Осенью 1941 года он под обстрелом немецкой артиллерии руководил строительством понтонного моста на плацдарм Невский пятачок. Работы были успешно завершены, вскоре на восточный берег реки были переправлены танки.
Когда наступила зима, по замерзшему Ладожскому озеру была проложена Дорога жизни в истощенный блокадой Ленинград. Широко известна работа автомобильной трассы, однако мало кто знает о том, что по льду Ладоги была проложена настоящая железная дорога! Зубков предложил особый способ строительства, использовавший свайно-ледяную эстакаду. Это позволило проводить поезда не повагонно, как планировалось до этого, а полными составами.
В январе 1943 года Красная Армия пробила узкий коридор вдоль южного берега озера. Он простреливался насквозь, и был крайне труден для строительства из-за многочисленных болот. Кроме того, на этом участке оставалось большое количество боеприпасов: на пути трассы было обнаружено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Тем не менее железнодорожники под руководством Зубкова совершили настоящее инженерное чудо. Новая железная дорога была построена за рекордные 16 дней. 6 февраля 1943 года в Ленинград пришел первый состав. За выдающиеся заслуги Иван Георгиевич Зубков был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Всего звание Героя Социалистического Труда присваивалось 20 747 раз. 201 человек был награжден дважды, а 16 — трижды. Узнать больше о героизме тружеников тыла вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода