День гирляндных огней и бенгальских искр - неофициальный праздник, который отмечается 3 января. И это может показаться удивительным, но в некоторых случаях к безопасности проведения фейерверков в прежние времена было более пристальное внимание, нежели сейчас. В настоящее время многие, к сожалению, пренебрегают правилами безопасности, а вот в период активного использования елочных свечей люди устанавливали рядом с новогодним деревом ведро с водой (1). Нетрудно догадаться, для чего!
Традицию празднования Нового года, устраивая фейерверки, ввел, конечно же, Петр Великий, хотя первый в истории Руси фейерверк был устроен в 1675 году в Устюге. Его организовал царь Алексей Михайлович для голландского посла Кунраада фан Кленка (а заодно и для всех желающих зевак): "а это время они (голландские послы, - прим. составителей статьи) почти каждый день обменивались визитами и подарками с устюжским воеводой, выезжали на охоту, знакомились с городом, с обычаями устюжан, наблюдали крестный ход и фейерверк на ледяной Сухоне" (см. 2. По другим данным, фейерверк провели в 1674 году, см. 3).
В Указе №1736 от 20 декабря 1699 года упоминается не только нововведение, воспринятое многими "в штыки" - наступление нового года 1 января, но и "рекомендации"... по тому, как устраивать костры в бочках во дворах. Это было, прямо скажем, необычно: с тех пор как Иван III издал множество противопожарных распоряжений, прошло уже немало времени, и люди успели оценить значимость данных правил. И вот - просвещенный правитель, выдающаяся личность, Петр Алексеевич приказывает "выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать" (4).
При этом слежение за тем, нет ли где возгораний, было поручено тогдашним полицейским, а обычные люди должны были проявлять к огню особое внимание: "объезжие головы, решеточные, ярыжки, обыватели справились с тушением мелких загораний" (5).
В результате первое в истории России празднование нового года в ночь на 1 января, да еще и с "огненными увеселениями", не повлекло за собой ни одного хоть сколько-нибудь крупного пожара!
К слову, Петр Великий вместе с приказом носить немецкое платье и брить бороды повелел строить каменные дома, а если семья была слишком бедна для этого - глиняные мазанки. И особое внимание царя-реформатора привлекали деревянные мостовые - он стремился улучшить не только дороги, обеспечивая более быстрое передвижение, но и ликвидировать дополнительный источник пожарной опасности (см. там же). Окончательный запрет на деревянные мостовые в Москве вышел в 1707 году, и заодно - запрет на строительство деревянных домов в районе Китай-города. Отныне все взрослые крестьяне, прибывая в Москву, должны были приносить с собой по три камня и отдавать их целовальникам. Эти камни шли на постройку новых - каменных - домов.
Очень жаль, но жители не спешили выполнять указы царя-"антихриста" даже под угрозой публичной порки и лишения имущества. Привычка к деревянным строениям оказалась столь велика, что еще долго Москва оставалась деревянной, периодически сильно горела (в том числе и с жертвами). И тогда Петр Великий, несмотря на страсть к табаку, указал, что все курящие на улицах будут отправлены на каторгу (6). Правда, это тоже мало помогло...
Энергичный император, любивший пробовать все ремесла и производства собственноручно, заинтересовался производством фейерверков до такой степени, что однажды... чуть не устроил пожар! Правда, в Петербурге: "Страсть к потешным огням привела Петра I к организации специальной лаборатории, о которой мы знаем немного. Вот, например, посланник Юль сообщает, что в Петербурге в 1709 году в лаборатории возник пожар. Вечером того же дня, когда возник пожар, должен был быть сожжен большой фейерверк. Юль пишет, что если бы пожар продлился "еще несколько минут, лабораторию взорвало бы на воздух" (3).
После смерти Петра правители Российской Империи, следуя курсу эпохи Просвещения, продолжили развивать и "увеселительное дело", причем наука стала помогать в этом. Так, серьезные изыскания в области огнеопасных развлечений проводил М.В. Ломоносов. При этом обеспечение безопасности оставалось на прежнем "петровском" уровне: за падающими элементами фейерверков следили солдаты, обязанные тушить пожары вместе с простыми гражданами. К несчастью, если солдаты еще обладали какой-никакой подготовкой, то среди обычных людей часто царила суматоха: поселяне хватали все, что попадалось под руки и суетились. Тем более что солдат согласно Петровскому воинскому артикулу (1716 г.) наказывали за неосторожное обращение с огнем (5). Попытки внедрить в широкое пользование специализированных подручных средств вроде пожарного насоса (автором изобретения являлся сподвижник Петра токарь Андрей Нартов) успехов не имели (см. там же).
Но основной атрибут новогодних праздников, конечно, не фейерверк, а переливающаяся огнями, пышно украшенная елка. Если в 18 веке домА украшали отдельными ветвями и гирляндами из лап ели и можжевельника, то к середине 19 века лютеранская немецкая традиция устанавливать дерево с игрушками завоевала почти всю Российскую Империю. Ввела эту традицию императрица Александра Федоровна.
"По рождению она была немкой, и в середине XIX в. очень интересовалась историей своей семьи. В частности, в середине XIX века по европейским странам прошла волна интереса к собственной национальной истории, и в рамках этой истории Александра Федоровна привезла своим детям рождественское дерево" (https://www.elledecoration.ru/life/style/kak-v-rossii-prazdnovali-novyi-god-i-rozhdestvo-v-raznye-vremena/).
"В Петербурге все помешаны на елках, — иронизировал по этому поводу И.И. Панаев. — Начиная от бедной комнаты чиновника до великолепного салона, везде в Петербурге горят, блестят, светятся и мерцают елки в рождественские вечера. Без елки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было елки?" (7).
Горели елки часто и не только в переносном смысле - подсохшие иголки моментально вспыхивали, стоило только свече наклониться из-за неудачной установки или в результате детской шалости. Когда-то пожароопасность ритуальных языческих елей (откуда и пошла традиция наряжать дерево) не имела такого серьезного значения. Съедобные украшения (для духов) и фонарики при помощи ниток развешивали на елке, стоящей под открытым небом на полянке. А после того как елка "переселилась" в гостиные бюргеров и дворянские собрания, взрослые придумывали множество более надежных способов закреплять огоньки на ветвях: от пришивания нитками до приклеивания... расплавленным воском. Наконец, в 1878 году Фредерик Арц изобрел зажимной елочный подсвечник (8), используемый в некоторых случаях до сих пор! Правда, ситуацию с "праздничными" пожарами это практически не решило - без соответствующего надзора и своевременного принятия мер свечи падали на ветки. Наиболее ответственные люди начали держать поблизости от елок ведра с водой и песком, при этом внимательно следя за свечами или поручая это слугам. Но ситуация была удручающей: настолько, что "страховые компании коллективно отказалась платить за пожары, порожденные рождественскими елками, и начала включать в свои полисы пункт о соответствующих рисках" (см. там же).
Пожары стали намного более редкими после изобретения Эдварда Джонсона: 22 декабря 1882 г. он представил публике елку, к веткам которой были прикреплены электрические лампочки (еще не скрепленные в гирлянду). Генератор для украшений, а заодно и для вращения елки вокруг собственной оси (!), предоставил друг Джонсона - знаменитый Томас Эдисон. Рекламная брошюра про елочные лампочки вышла в 1890 г., но позволить себе "безопасное Рождество" могли только очень обеспеченные дома - электричества-то в домах практически не было!
В гирлянду лампочки соединили в 1903 году (компании General Electric и Eveready). Интересно, что заявление о патенте на гирлянду удовлетворено не было, что способствовало быстрому и резкому удешевлению продукции - теперь гирлянды могла производить любая фабрика и продавать всем желающим (см. там же).
Хоть современные гирлянды и гораздо более безопасны, нежели их "прабабушки", мы в любом случае призываем к соблюдению правил пожарной безопасности - как во время новогодних праздников, так и в любой другой день. Безопасного и счастливого нового года, дорогие читатели!
Источники:
1) https://www.culture.ru/materials/253916/kak-prazdnovali-novyi-god-i-rozhdestvo-v-xix-veke
2) https://www.booksite.ru/fulltext/cheb/ykina/5.htm
3) https://www.feeriya.ru/hist_razvit
4) http://bgdiaspora.h3b.ru/15914
5) https://www.rubin01.ru/info/articles/protivopozharnyy-shchit-moskvy/veleniem-petra-velikogo/
6) https://www.tarispb.ru/guide/cnt/kak-mostili-dorogi-v-sankt-peterburge
7) https://www.culture.ru/materials/157001/rozhdestvenskoe-derevo-v-rossii-v-pervoi-polovine-xix-veka
8) https://www.1001elka.ru/pervye-novogodnie-elki-s-elektricheskoj-girlyandoj.html
9) https://diletant.media/articles/33097909/
10) https://miniarthouse.ru/blog/traditsii-rozhdestvenskoj-elki
#МЧС #МЧСМосквы #НовыйГод #Безопасность