Летом 1981 года, в июле в США и в августе в Соединенном Королевстве – свет увидел сей божественный диск. Да, вот именно так: не просто «великий», а именно что как я написал.
Даже от людей, все-таки маленько разбирающихся в Музыке, приходится слышать то мнение, что ELO – он как бы немножко чересчур. Немножко чересчур «пафосный», «помпезный», даже «слащавый», и даже прям «попса».
Врать не буду, в юные годы я тоже придерживался схожего мнения. Виной всему, конечно, заезженный донельзя Ticket to the Moon, он как раз с этой пластинки. Не слышать его было невозможно. Что есть такой «Оркестр Электрического Света, хотя он вроде как «рок-группа» при этом - это я был в курсе еще в пионерском возрасте. Но стоило однажды постепенно «расслушать» всё творчество коллектива в целом, а не частями – и розовый туман рассеялся.
Ну, во-первых – не вся рок-музыка обязана сплошь состоять из «песен протеста» и тревожных вещей, бичующих пороки современного общества. Должны же быть и легкие, воздушные композиции про общечеловеческие ценности. А уж по «легкой музыке» Джефф Линн – непревзойденный мастер.
Ну да, «легкая музыка», она же «попса». Но это со времен Моцарта еще известно, что все жанры хороши, кроме скучного, и музыка делится не на стили, а на хорошую и плохую. И вот плохой музыки у Линна и его соратников нет вообще, в принципе. Ну а что старина всегда уверенно держал нос по ветру модных тенденций – ну так у него работа такая.
Характерно, что сам Маэстро оценивает Time не слишком высоко, в отличие от поклонников. Дескать, ну это так, халтурка, левой задней ногой, и вообще буквально из-под палки записано, потому что сроки контракта поджимали...
Но какой Мастер не любит поломаться аки румяная первокурсница на подобную тему! «Да лан», «Да чё там, подумаешь», «Да я и на машинке швейной еще вышиваю...»
А что касается поджимающих сроков – история тоже обычная.
«Остановится Николай Римский-Корсаков, пощекочет Модеста Мусоргского своей тростью и говорит: "Вставай! Иди умойся, и садись дописывать свою божественную оперу "Хованщина"!" И вот они сидят - Николай Римский-Корсаков в креслах сидит, закинув ногу за ногу, с цилиндром на отлете. ... Модест на лавочке похмелиться хочет: что ему ноты! А Николай Римский-Корсаков с цилиндром на отлете похмелиться не дает...» (В.Ерофеев, «Москва – Петушки»)
Или вот опять же возвращаясь к Моцарту, это нам на экскурсии в Праге рассказывали. Перед премьерой «Волшебной Флейты», стало быть, дело. Зрители уже как следует размялись в буфете и заняли свои места, музыканты тоже расселись в оркестровой яме, продувают духовые и канифолят смычки, а где Моцарт? А Моцарт сидит взаперти и под присмотром меценатствующей графини (забыл фамилию) сидит и спешно дописывает последние такты увертюры.
Горящий дэдлайн – великий двигатель прогресса! И в Музыке тоже. «Игра забывается – Результат остается» (в хорошем смысле).
Про божественность и концептуальность Time скажу просто. Я до сих пор не помню порядка песен на второй стороне. Это при моей-то фотографической памяти, в которой «по-треково» хранятся тысячи альбомов коллективов, названия многих из которых вы даже не слышали.
А всё почему? Потому что как ни начнешь слушать – и почти тут же уносишься в какой-то волшебный, нереальный мир, где нет отдельных нот, аккордов и песен, а есть только Музыка. И выходишь из него, только когда отзвучит «Эпилог», и то не сразу. И, возвращаясь к Ticket to the Moon - именно в составе альбома она там как раз ко времени и месту.
Ну ладно, это лирика всё. Кто знает, тот поймет, а кто еще не знает – послушайте.
В качестве саундтрека... пожалуй, вот эта вещь. Записана была в то же время, но в пластинку не вошла, вышла потом на «заупокойном» сборнике. В переизданиях теперь фигурирует как «бонус-трек».
Electric Light Orchestra - Julie Don't Live Here