Сегодня тема о наказании детей вызывает жаркую полемику. Давайте порассуждаем о том, нужно ли наказывать, как и когда.
Ваш ребенок должен слушать ваши наставления или чувствовать?
Часто от старшего поколения в отношении современных детей слышу фразу: "Выпороть бы тебя хорошенько". Дальше идет рассказ, как нужно взять розгу и как пороть, чтоб лучше и на дольше запомнилось. Конечно непонятно при этом, что запомнилось. То, как пороли, или то, за что пороли.
В моем детстве уже розгами не пороли, а сейчас и понятия такого нет. Сейчас не заморачиваются с замачиванием и очисткой веток для розг. Сейчас бьют всем, что под руку попадет. Ничего не попадет рукам - ногами забьют. Розгами нельзя - не педагогично. Конечно, я утрирую. Но факт такой, к огромному сожалению, имеется.
Мне понравился один момент в справочнике. Если слово «розга» перевести на еврейский, это будет слово «ше́вет». Для евреев слово «ше́вет» - это палка или посох, которым пользовался пастух. Она достаточно длинная и на конце часто мог присутствовать, острый металлический наконечник. Но где вы видели, чтобы пастух овец стегал и колол свое стадо налево направо? Посох служил ему, чтобы направлять и разворачивать овцу в правильном направление. В связи с этим, розга или «шевет» в еврейском языке скорее напоминает принятие авторитета - любящее руководство, а не бесчувственную жестокость.
Когда ссылаются на родительский авторитет, под «розгой» не подразумевается только физическое наказание. Она охватывает все виды наказания. Ну, а если уж и наказывают физически то, как правило, потому что другие методы уже были безуспешными.
Как должны применяться воспитательные меры?
Воспитательные меры всегда связаны с любовью и кротостью, но не с гневом и насилием. Они ни в коем случае не должны быть отдушиной для эмоций родителей. Физическое наказание в порыве гнева служит плохим уроком.
Важно знать
Если бить маленького ребенка или трясти его, это может привести к повреждению мозга и даже к смерти. Когда удары наносятся бесконтрольно и с большой силой, то ребенок получает раны, а это уже жестокое обращение с ребенком. Если бьют ребенка чем-нибудь или кулаком и по чувствительным местам (по лицу, голове, животу, спине), то возрастает вероятность, что наказание превратится в жестокое избиение.
Превышение полномочий не приведет к цели наказания — исправить и научить, скорее к истязанию ребенка.
Наказание не должно давать ребенку чувство, что его покинули. Наоборот, он должен ощущать, что родители с ним. Они исправляют, потому что любят и хотят добра, не причинят ему вреда. Если физическое наказание нужно, ребенок должен знать причину.
Это печальный факт, но сегодня люди злоупотребляют «розгой» родительского авторитета.
Понятно, что в реальности мы не должны быть равнодушны к тому, что ребенок нарушает установленные нами правила. Порой ребенка нужно наказать.
Но как?
Тут нет готовых рецептов. Каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно просто взгляда, кому-то слова, кого-то угол или ограничения приводят в порядок, но есть и те, кто требует ремешка. Формы наказания всегда индивидуальны, умение пользоваться ими - это уже мастерство. Наказание не должно унижать растущего человека.
Ребенок должен иметь в голове определенные правила поведения и нести ответственность за их нарушение. Если родители считают, что бесконечные угрозы о наказании лучше, чем само наказание, они ошибаются. Ребенок всегда больше реагирует не на слова, а на дела. Обещания наказания приводят к чувству безнаказанности и расхолаживают.
Без наказания в воспитании ребенка не обойтись. Но как наказать правильно и наиболее "безболезненно"?
Представим ситуацию. Обычный завтрак. Ребенок балуется за столом и абсолютно не реагирует на ваши замечания. У него полный стакан свежевыжатого вами сока из яблок или апельсина, чего хотите: "Перестань! Осторожно! Разольешь!" - а он елозит туда-сюда по столу стакан с соком. И вот, стакан падает со стола, разбивается, ребенок весь в соке.
Первая реакция - схватить за ухо, за руку, нашлепать, с неизменным: "Ведь я же тебе говорила!" Сунуть его под душ. Потом бросить в лицо чистую одежду. И все это время причитать о пользе послушания и осторожности, со взглядом полным гнева и ненависти.
А теперь другой поворот событий. Сидит или стоит перед вами человек в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Представьте его ощущения. Вполне естественное наказание - что посеял, то пожал.
Сейчас время начаться вашей работе. Включаем терпение, и: "Облился-таки? Вот теперь бери, пожалуйста, тряпку и мой пол, пока сок не высох. А потом иди мойся и переодевайся сам, мне некогда".
Ребенок прочувствует последствия своего поступка, наводя порядок в кухне и в одежде. Увидит, что за свои дела надо отвечать.
Какой вариант вам больше нравится?
Конечно, во втором случае, требуется больше выдержки, поэтому он сложнее. Но если вы любите свое чадо, вам это будет только в радость.
Понятно, все мы живые люди и не всегда можем контролировать свои эмоции. Бывает, что ребенок довел-таки "до ручки", и его поведение на самом деле возмутительно. Вы имеете право накричать на него и даже шлепнуть.
Когда ребенку попадает за дело, он не обидится, точнее, не затаит обиды надолго. Если вы шлепнули ребёнка, хотя, в принципе, никогда не поднимали на него рук, это будет для него громким сигналом, что он далеко шагнул за границы дозволенного.
Если накричали, хотя никогда не кричали, он запоминает, чего именно ему не следует делать. Если же ребенок слышит крик ежедневно по любому поводу, он со временем просто перестает его замечать.
Чувство вины.
Бывает, не удержались подняли сначала на ребенка руку, а потом включили голову. Позже вы чувствуете себя виноватым. Поступите достойно. Успокоившись, попросите у ребенка прощения. Обязательно при этом объясните, почему вам не хватило терпения в этот раз. Это не унизит вас в глазах малыша, напротив, заверит, что вы его любите и что взрослые тоже могут проявлять слабость.
Расскажите, как вы относитесь к наказанию.
На моем телеграмм-канале ещё больше полезного и интересного для родителей. Чтобы перейти на канал, кликните здесь - "Хороший родитель"