726 подписчиков

Смерть Макса Липатова. Эволюция требует жертв?

512 прочитали

Прошу никого не винить в моей кончине. Эволюция делает свое: неприспособленные вымирают. Я, как разумное существо, это осознал и ухожу сам.

Из предсмертного-письма Максима (пост вконтакте )

Макс Липатов был видеоблоггером родом из Одессы, который в своих роликах рассказывал, главным образом, о путешествиях. В декабре 2016 года он, преодолел пешком многие километры непроходимых сугробов и добрался до незаконченного дома на дереве, который строил вместе со своими друзьями. Там Максим совершил самоубийство .

Что толкнуло молодого 28-летнего человека, успешного в своей области и имеющего множество друзей и знакомых уйти из жизни? уйти из жизни в ходе этого акта крайнего истязания и насилия в отношении себя? Является ли этот случай лишь изолированным, пугающим исключением, бессмысленным и несуразным следствием "психической болезни " или какого-то ещё редкого и не относящегося к жизни "нормальных людей" фактора?

(c) youtube
(c) youtube

Многое, что способно ответить на эти вопросы, содержится в видеo Максима на его канале в youtube . Здесь до сих пор доступны многие часы съёмок, дающие представление о состоянии мужчины и о его изменениях во времени о развитии ситуации на протяжении примерно двух последних лет жизни Макса.

"Тягу к саморазрушению я обнаружил примерно два года назад"

Какую природу имеет агрессия человека в отношении себя в целом? Есть ли у нее загадочные "биологические", "эволюционные" корни? Агрессия - базовый инстинкт человека и других животных (потому что в инстинктивной части поведения никакого уникального человека выделять нет оснований). К таковым относятся также страх, сексуальность, привязчивость и некоторые другие. У агрессии особая роль — она необходима для активной защиты самого себя от нападений, для отбивания нападок, которыми наполнена жизнь в биологическом и не только понимании.

Как агрессия превращается в аутоагрессию, т.е. в ее развернутую версию, версию для удара по самому себе или методическому направленному самоуничтожению? уверен, что биологических и эволюционных корней у человека для этого явления нет. Стало быть аутоагрессия, тенденции ограничивать и принуждать себя и другие явления того же спектра являются заученными. Иными словами, изначально не имеющий "стремления к саморазрушению" человек воспринимает их извне. И по-настоящему широкие возможности научать агрессии на себя (как и исполнительности, и многому другому) имеет родитель .

(c) youtube
(c) youtube

Однако вернёмся к случаю Максима

В "стремление к саморазрушению", как это обозначил Максим, верится. Оно видно не только в его самом последнем, завершающем поступке жизни. Означает ли принятие этой установки согласие и справедливость переживаемого молодым человеком чувства ничтожности, бракoванности, неудачи в загадочной "миссии социализироваться"? справедливость это загадочного "ниспосланного" задания — которого содержания понять совершенно невозможно, однако провал несомненен уже? Безусловно, нет.

В чем проявлялись и откуда взялись тенденции Максима быть "врагом самому себе"? Скажем, его неутомимые походы. Занятие безусловно, здоровое — и в психологическом смысле тоже. Однако Максим и близкие ему по типажу нередко путешествия делают исступленными, избыточно тягостными, словно с целью загнать себя “как почтовую лошадь”. Скажем, пройти за день несообразное количество километров - да ещё и набирать километраж от раза к разу…

Развитие , безусловно, выход из зоны комфорта, разумеется — но не лучше ли развитие не в режиме срыва и над пропастью? И выход из зоны комфорта — не с выбрасыванием себя в омут, боль и страх, которые приходится скрывать и терпеть, a у ее края с постепенным приращением? Такой хороший стресс в противоположность плохому, чрезмерному, разрушающему движет поступательно и осознанно — вперёд.

В режиме путешествий под лозунгом "видишь гору? При отвесно вверх, да прямо сейчас, да не оборачивайся, или ты слабак?!" легко видеть

следствие заученного подначивания. В этом состоянии ошарашенного бега по кругу — не чтобы добежать, а чтобы бегать — человек оказывается опять-таки в первые годы жизни. И первый из этой серии окриков — родительский окрик: власть фигуры отца или матери — звучать с небес, за пределами всякой критики, и требовать немедленного подчинения. В дальнейшем родитель "врастает" , "интериоризуется" — и плохой родитель превращается в как-бы-внутреннюю мотивацию держать себя в "черном теле", которому отдыха и удовольствия не положено.

По моему видению, установка где-то в подсознательной, неосознаваемой части психики погонять себя, надрывно чего-то достигать и постоянно "социализироваться" (неизбирательная дружелюбность и забота о, мягко говоря, не самых подходящих людях разговор впереди) — эти установки представляют собой "вросший" голос родителя. Пренебрегающего, использующего и разрушительного родителя. Имея соответствующий опыт, человек невольно распространяет его на все что он видит, не предполагая любящего и уважительного отношения к себе.

И этот голос опирает свою твердость и необходимость "большим и высшим" - будь то разрушительная религия, "эволюция" или любой другой беспощадный фатализм по вкусу