Найти тему
Время и Право

Как суд отучил британских моряков XIX века от каннибализма?

3 ноября 1884 г., Эксетер (Девоншир, Англия). Начался громкий судебный процесс над тремя моряками, убившими и съевшими своего товарища. Состав преступления налицо, но все присутствующие в зале, включая брата убитого, хотели вынесения оправдательного приговора.

«Резеда» и волна-убийца

За полгода до этого, 19 мая 1884 г., яхта «Резеда» (Mignonette) с экипажем из четырех человек вышла из Саутгемптона. Экипажу предстояло перегнать яхту из Англии в Австралию к новому хозяину — австралийскому адвокату Джону Уонту. До порта прибытия яхте добраться было не суждено.

Капитаном судна был Томас Дадли. Остальные члены экипажа:

  • помощник капитана Эдвин Стивенс;
  • матрос Эдмунд Брукс;
  • юнга Ричард Паркер.
Юнге было всего 17 лет и он отправлялся в свое первое морское плавание, которое станет для него последним…

5 июля около Мыса Доброй Надежды судно встретилось с волной-убийцей. Так называют гигантскую одиночную волну высотой 20-30 метров, которая всегда появляется внезапно. Существование таких волн долгое время считали выдумкой моряков, потому что переживали встречу с ними единицы.

Перед небольшой 16-метровой яхтой встала сложная задача: выдержать столкновение с гигантской для нее волной. И понятное дело, что судно с ней не справилось.

Яхта «Резеда» (Mignonette), рисунок капитана Томаса Дадли
Яхта «Резеда» (Mignonette), рисунок капитана Томаса Дадли

Четверо в лодке посреди океана

«Резеда» затонула менее, чем за 5 минут. Экипаж едва успел спустить шлюпку и покинуть палубу. Шансы на спасение у команды были невелики: из продовольствия только две банки консервированной репы и ни одной капли пресной воды.

До земли было более 1 000 миль и добраться до нее на маленькой лодке было нереально. Оставалось только молиться и уповать на счастливый случай.

7 июля 1884 г. Моряки открыли первую банку консерв.

9 июля 1884 г. Брукс ухитрился поймать морскую черепаху. Съели не только мясо, но и кости.

15 июля 1884 г. Открыта вторая — она же последняя — банка консервированной репы. Моряки начали пить собственную мочу.

20 июля 1884 г. Юнга Ричард Паркер серьезно заболел. Скорее всего из-за того, что понемногу пил морскую воду. Настал драматический момент — капитан поставил на голосование единственный вопрос: о проведении жребия согласно «морскому закону».

Морской обычай

У моря свои законы. И это не только официальное писаное право «Admiralty law», но и морской обычай — «Custom of the sea». Он нигде на записан, но моряки его свято чтут.

Наиболее известен обычай покидать капитану тонущее судно последним. Ему есть вполне прагматичное объяснение: во время крушения важно не допустить паники. А если капитан сбежит первым, то её не избежать.

Нас интересует другой обычай.

Если после кораблекрушения экипажу грозит голодная смерть, один из спасшихся должен пожертвовать своей жизнью ради спасения всех остальных. Было два условия:

  • Предложение о проведении жребия мог внести только капитан или старший по званию.
  • Решение о проведении жребия должно быть единогласным. Тем самым каждый соглашался пожертвовать своей жизнью, если на него укажет жребий.

Единодушного согласия достигли не сразу.

23 июля Ричард Паркер окончательно впал в забытье. Он умирал.

Кидали моряки жребий или нет сейчас не понять, разные источники утверждают разное. Вроде жребий пытались кидать, за Паркера палочку тянул Стивенс и она, так совпало, оказалась приговором.

По другим источникам Дадли, Стивенс и Брукс некоторое время поколебавшись, пришли к мнению, что жребий выбран за них, шансов выжить у Паркера в любом случае не было.

25 июля (или 26-го, тут есть неясность) после короткой молитвы капитан Дадли аккуратно заколол Паркера, перерезав перочинным ножом яремную вену. Стивенс держал ноги юнги. Брукс участия в убийстве не принимал и отвернулся.

Газетная иллюстрация в London News, 1884 г. Тот самый момент...
Газетная иллюстрация в London News, 1884 г. Тот самый момент...
Дальнейшие подробности происходящего придется опустить. Они слишком кровавые для Яндекс.Дзена в прямом смысле слова.

Через четыре дня оставшихся в живых спасли. Утром, 29 июля, британских моряков подобрал немецкий парусник Moctezuma. Спасенные не скрывали произошедшего и рассказали о печальной судьбе несчастного 17-летнего юнги. Они были уверены, что морской обычай на их стороне.

Еще одна неясность касается останков юнги. Одни утверждают, что его останки доставили вместе со спасенными моряками в Англию, потом даже проводили какие-то экспертизы.

Но я склонен согласиться с версий, по которой останки юнги захоронили там же в море согласно другому морскому обычаю. Наличие трупа на корабле в плавании создает угрозу инфекции. Чтобы её устранить останки умершего было принято незамедлительно выбрасывать за борт.

Арест

Немцы доставили спасенных британских моряков в английский порт Фалмут. Дадли, Стивенс и Брукс рассказали всё как есть и ничего не скрывали, считая себя защищенными морским обычаем.

Сначала их арестовали до понедельника. Местные чиновники доложили ситуацию в Адмиралтейство, те еще выше и вскоре из Лондона поступил приказ задержать людоедов и предать их суду.

Указание исходило от министра внутренних дел сэра Уильяма Харкорта. Он схватился за этот случай, как за хорошую возможность покончить с варварским морским законом, создав судебный прецедент, которого до этого момента не было.

Суд королевской скамьи. Вестминстер-Холл. 1808 год
Суд королевской скамьи. Вестминстер-Холл. 1808 год

Судебные баталии

Против моряков выдвинули обвинение в преднамеренном убийстве. Дело получило широкую огласку, вызвало громкий резонанс и активно освещалось в прессе.

Сперва состоялись предварительные слушания. На них был вызван Дэниэл Паркер — старший брат погибшего юнги, тоже моряк. Выслушав всё сказанное на слушаниях он встал, публично пожал всем троим обвиняемым руку и во всеуслышание заявил, что ни в чем их не винит и что они поступили в этой ситуации единственно верно.

Дело передали суду. Было ясно, что присяжные скорее всего будут на стороне обвиняемых.

Существовала еще одна сложность. Знаменитый Habeas Corpus Act дает возможность отказаться свидетельствовать против себя. А если все трое воспользуются этим правом, то обвинение развалится. Других доказательств не было.

И судья делает «ход конем». Он предлагает оправдать Эдмунда Брукса. Тот до последнего был против убийства, сам в нем участия не принимал. А то, что он участвовал в… трапезе, — так судят не за каннибализм, а за убийство.

В итоге Брукс из обвиняемого превратился в свидетеля, обязанного давать показания под присягой.

Судебное разбирательство крутилось вокруг понятия «крайняя необходимость». Это ситуация, когда лицо вынуждено причинить вред другим лицам, их имуществу с целью предотвратить еще больший ущерб.

Капитан Том Дадли в своей речи, которая произвела сильное впечатление на публику, выразил это так:

«Решение принял я властью капитана, и я несу за него ответственность. Это было страшное решение, но оно было вызвано крайней необходимостью. Я потерял одного члена команды, в противном случае погибли бы все. Всю жизнь я буду молить Бога, чтобы он простил меня».

Самый первый судебный процесс вел судья сэр Джон Уолтер Хаддлстон. Он оказался меж двух огней.

С одной стороны профессиональные юристы и власти, которым нужен обвинительный приговор, чтобы сформировать прецедент. С другой — общественное мнение, поддерживающее обвиняемых.

Сэр Хаддлстон смог выкрутиться. Хотя дело рассматривал суд присяжных, он смог повлиять на них.

Жюри присяжных вынесло не обычный вердикт — general verdict, а особый — special verdict. Он встречается в английском уголовном праве нечасто и суть в том, что присяжные излагают в нём свое видение того, как всё происходило, какова роль подсудимых в этих событиях. Но окончательное решение — виновны подсудимые или не виновны — они не выносят, а оставляют его на усмотрение судьи.

Но и Хаддлстон не желал взваливать на себя такой груз ответственности. По его мнению для формирования столь важного прецедента решение должна принимать уважаемая коллегия судей. Поэтому Хаддлстон попытался передать дело в Суд королевской скамьи (Court of King's Bench) — высший уголовный суд Англии.

Тут пришлось извести немало бумаги, чтобы обосновать передачу дела вышестоящему суду без вынесения решения.

Это всё-равно, что сейчас у нас районный суд откажется выносить решение и сразу попытается передать дело в апелляционную инстанцию. Но так нельзя, суд первой инстанции обязан вынести решение по существу и уже после этого оно может быть обжаловано и передано в вышестоящий суд.

В результате передачу дела в Суд королевской скамьи без вынесения решения нижестоящим судом каким-то образом исхитрились обосновать.

Газетная иллюстрация в London News, 1884 г.
Газетная иллюстрация в London News, 1884 г.

Необычный приговор

4 декабря 1884 г. Суд королевской скамьи признал подсудимых виновными в предумышленном убийстве. Наказание за такое преступление в те времена — смертная казнь через повешение.

Но суд смерти моряков не хотел, ему нужно было лишь сформировать прецедент.

Поэтому суд воспользовался своим правом прямо в приговоре ходатайствовать перед королевой о помиловании.

Заметьте, не защита осужденных и не они сами, а суд ходатайствует о помиловании.

Но Великая Английская революция уже 200 лет, как состоялась, и королева царствует, но не правит. Такие вопросы решаются чиновниками и ходатайство о помиловании поступает министру внутренних дел.

Тот соглашается и в неофициальных дискуссиях с судьями решается: каким наказанием заменить смертную казнь. И находится в английском законодательстве возможность назначить осужденным очень мягкое наказание.

Дадли и Стивенсу назначили 6 месяцев тюремного заключения и зачли в них время пребывания под стражей. Т. е. они практически сразу вышли на свободу. И волки оказались сыты, и овцы остались целы.

Главное, был сформирован прецедент, который закрепил в британском законодательстве норму о том, что крайняя необходимость не оправдывает убийство человека.

И сейчас во всем цивилизованном мире убийство признается преступлением, невзирая ни на какие экстремальные обстоятельства. Кроме необходимой самообороны, наверное, и то — с оговорками.

Мистическое совпадение

Статья и так получилась длинной, но я надеюсь, что вы дочитаете её до конца.

Дальнейшая судьба моряков осталась неясной. Эдвин Стивенс, вроде бы, сошел с ума, а Эдмунд Брукс спился.

Капитан Дадли уехал в Австралию и его всю жизнь мучило чувство вины. В стремлении хоть как-то её искупить он тайком посылал деньги сестре Ричарда Паркера, чтобы она смогла окончить школу. А еще оплатил создание памятника юнге.

В заключение немного мистики.

У известного американского писателя Эдгара По есть роман «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». Это его самое странное и загадочное произведение.

Эдгар По. Дагеротип, сделанный 9 ноября 1848 года
Эдгар По. Дагеротип, сделанный 9 ноября 1848 года

Роман начинается с событий на корабле «Серый дельфин». Вспыхнувший бунт приводит к массовой резне, в живых остаются четыре человека. Обстоятельства складываются так, что они вынуждены тянуть тот самый жребий. Обреченным оказывается моряк по имени… Ричард Паркер! Дальше следуют подробности убийства и кровавого пиршества, которые мы опустим.

В книге описано убийство по жребию терпящими бедствие и оставшимися без продовольствия моряками.

Роман опубликован в 1838 году — за 46 лет до описанных событий, когда при сходных обстоятельствах произойдет реальное убийство юнги по имени Ричард Паркер…

После этого случая роман Эдгара По обрел «вторую жизнь» и настолько популярным, что в 1897 г. уже Жюль Верн написал продолжение приключений Артура Пима.

👍 Спасибо, что дочитали эту длинную статью до конца. Ставьте лайк, если было интересно и подписывайтесь на канал.

С уважением, Альберт Садыков (опубликовано: 15.01.2020)