В начале XX века было сделано множество археологических находок элементов монгольского костюма. Благодаря им, а также средневековым иллюстрациям жизни монгольской знати, сегодня ученые могут практически полностью реконструировать костюм ордынцев
С конца XIII века, когда внук Чингисхана Хубилай основал государство Юань на территории современных Монголии и Китая, сохранилось множество портретов, глядя на которые можно представить себе, как одевалась высшая монгольская знать.
Китайская живопись прошлого подарила нам не только парадные портреты, но и множество изображений сцен из жизни монголов. На одном из самых известных из них - «Охоте Хана Хубилая» - изображены хан и его супруга в окружении свиты и сокольничих. Одежда этих людей отличается цветом и фактурой, но практически не отличается кроем.
Основной костюм
Золотоордынских девушек и молодых женщин можно было с большим трудом отличить от мужчин. Знаменитый средневековый путешественник Гильом де Рубрук в своей книге «Путешествие в восточные страны» писал:
«Платье девушек не отличается от платья мужчин, за исключением того, что оно несколько длиннее».
Основной и наиболее видимой часть костюма и у мужчин, и у женщин был запашной халат. Халаты отличались отделкой и длиной, женский был длиннее.
На женских халатах богато украшался воротник и манжеты, часто использовали два, а то и три вида узорчатого шелка. Мужские халаты для богатых людей украшали отделкой из полосок ткани или тоненьких шнуров на поясах. До наших дней дошли халаты из золотой парчи. Знать и средний класс носили, в основном, шелковые одежды, а бедные одевались в хлопок и войлок.
В 1995 году под Астраханью, рядом с районным центром Красный Яр, при археологическом исследовании крупного некрополя – могильника Маячный бугор – были раскопаны остатки погребального сооружения – мавзолея из сырцового кирпича. Благодаря найденным дирхемам удалось датировать захоронение. Это конец XIII – начало XIV века.
Внутри, в подземном склепе центральной камеры был обнаружен деревянный гроб со следами красной краски с женским скелетом, одетым в два халата, один поверх другого, и кожаные сапоги. Справа от скелета были найдены фрагменты монгольского головного убора под названием «бокка», а на груди, под халатами, матерчатый кисет с шестью серебряными золотоордынскими монетами-дирхемами и сумочка-амулетница.
По отдельным сохранившимся фрагментам ткани удалось воссоздать одежду золотоордынской аристократки, жившей примерно 700 лет назад.
Халаты (сегодня хранятся в Государственном историческом музее) были сшиты из шелковой китайской парчовой ткани, затканной орнаментом, выполненным нитями из оболочки кишечника животных, покрытых сусальным золотом. Был реконструирован и их крой: нижний халат представлял собой традиционную монгольскую одежду – отрезной по талии, со встречными складками и запахом на левую сторону. Застегивался он с помощью 3-х пар шелковых завязок.
Длинные, узкие рукава халата были слегка собраны около манжет. Сейчас цвет ткани коричневый, но первоначально парча была ярко-красного цвета. Золотые нити сохранились только на отдельных участках, но по ним и по отверстиям в ткани реставраторам удалось восстановить узор роскошного растительного орнамента, в основе которого – цветы лотоса. Верхний халат – парча с мелким рисунком из золотных нитей, приталенного силуэта, с боковыми разрезами, короткими широкими цельнокроеными рукавами застегивался «в стык» на 9 пуговиц из шелковой ткани. При ходьбе полы халата могли слегка расходиться.
Дорогие китайские ткани халатов были привезены на Волгу по Великому шелковому пути, проходившему в XIII–XIV веках из Китая через Среднюю Азию, территорию Золотой Орды в Причерноморье, а оттуда – в Западную Европу. Купцы из далеких стран приезжали в Нижнее Поволжье со своими товарами, их караваны везли изделия из тончайшего фарфора и стекла, слоновую кость и самоцветы, пряности и лекарства. Важнейшее место в торговле составляли шелковые и парчовые ткани, давшие название этому пути.
Мужчины и женщины носили широкие штаны, которые имели покрой, удобный для езды верхом на лошади. Некоторые дамы предпочитали носить своеобразные чулки, а так же корсеты. Да-да! Средневековые монгольские дамы знали, что такое корсет раньше европейских, хотя выглядел он совсем не так, как мы привыкли. Кроме того под халатом и мужчины, и женщины носили рубашки, у богатых они были из шелка, у бедных могли быть и из хлопка.
Головные уборы
Отличительной особенностью женского ордынского костюма был головной убор – богтаг или бокка. Бокка появилась на территории восточноевропейских степей не ранее середины XIII в. Боктаг подробно описывали европейские и южнокитайские дипломаты и путешественники. Вообще у кочевников Золотой Орды было два основных вида головных уборов – кожаные или шерстяные шапочки и боктаг. Последний был показателем высокого социального статуса, еще его чаще носили замужние женщины и почти никогда молодые девушки.
Головной убор состоял из трех частей. Нижняя одевалась на голову и облегала ее, как косынка. В задней части “косынка” имела разрез, в который вставлялась полая трубочка, сделанная из бересты, в которую вкладывалась женская коса.
Крепилась трубочка к голове с помощью специальных ремешков. Венчала богтаг монументальная конструкция в виде перевернутой трапеции.
Весь головной убор обтягивался дорогой шелковой тканью. "Трапеция" украшалась декором из золотых и серебряных пластин и бляшек.
Высота богтаг могла достигать 1 м в высоту. Сверху бокки могли увенчиваться перьями, деревянными или металлическими прутиками и украшаться бусами.
Зимой монголы носили шубы из меха лис, волков, коз или овец, в зависимости от статуса. Шубы походили по крою на халаты и кафтанчики.
Обувь
Обувь была очень разнообразна. Кожа была не единственным, но самым распространённым видом материала для изготовления обуви. Жителям Золотой Орды была известна и плетёная обувь.
Некоторые сапоги могли иметь каблук. Иногда голенище украшалось вышивкой или имело шелковую отделку. Монгольские сапоги не делились на правый и левый.
Детский костюм
Детский костюм практически не отличался от взрослого. Младенцы вообще могли обходится пеленками и мягкими овечьими шкурами. Самый знаменитый «детский комплекс» — это захоронение мальчика на горе Окошки, Читинской области. На мальчике рубашка, штаны, юбка-пояс (такие часто бывали у всадников), два халата, шапку-башлык и сапожки. Есть мнение, что один из халатов был перешит из взрослого, что было крайне характерно в прошлом, взрослую одежду часто переделывали на ребенка, а не шили специально.
Читайте также: