Найти в Дзене
Конники России

Старинные конные профессии

Оглавление

Лошадь считается одним из самых древних животных, помогающих людям. И это действительно так, ведь впервые люди стали использовать лошадей более 6 тысяч лет назад! Однако в то время, люди не умели их приручать и использовали только в качестве скота. В ходе раскопок, ученые находили орудия труда и охотничьи приспособления из костей лошади.

Начало одомашнивания

С развитием человечества лошадей стали использовать и в других целях. Так в V-IV тысячелетии до н.э. на территории около Чёрного моря началось интенсивное одомашнивание в качестве ездового животного. Люди постепенно научились ездить верхом, что подтверждают найденные при раскопках примитивные упряжные устройства. А также на территории Ближнего Востока была найдена глиняная посуда с изображением лошадей и всадников.

Кстати конный генофонд в древности был гораздо более разнообразным. С созданием пород лошадей, природное разнообразие оказалось потеряно.
Кстати конный генофонд в древности был гораздо более разнообразным. С созданием пород лошадей, природное разнообразие оказалось потеряно.

До 1500 года до нашей эры, использование лошадей для сельскохозяйственных работ считалось предметом роскоши. Приспособления для лошадей того времени делались точно таким же, как и для быков, что приводило к скорой смерти. Со времен люди научились делать более мягкие хомуты, чтобы продлить жизнь лошади.

В Китае лошадей стали запрягать в колесницы. Первые упоминания об этом относятся к 1350 году до н.э. Параллельно с этим лошадей тренировали и для хеттских правителей. Считается, что этот народ создал прообраз арабского скакуна. Всадники-хетты были самыми мобильными скакунами того времени.

Дальнейшее распространение

В Северную Америку лошади были завезены только в 17 веке. Большая часть сбежала в прерии, остальные достались местным индейцам. Так и появились табуны диких лошадей, прозванных мустангами.

Появления лошадей в Австралии шло по тому же принципу, что и в Америке. Лошадей туда завезли только в конце 17 века. Там тоже появились табуны мустангов, только называли их «брамби», но вскоре большая часть была истреблена или одомашнена.

Брамби всё ещё можно встретить в дикой природе, но крайне-крайне редко.
Брамби всё ещё можно встретить в дикой природе, но крайне-крайне редко.

Развитие верховой езды стало прорывом во всех сферах жизни. Люди стали передвигаться на более дальние расстояния, были открыты огромные торговые пути. Но в этом была и отрицательная составляющая. Войны теперь стали более масштабными и разрушительными. Постоянно изменялись этнические границы.

Практически на все времена кони стали показателем достатка и положения в обществе. А для индейцев даже долгое время служили подобием валюты - ими обменивались с соседними племенами.

Забытые конные профессии

С развитием верховой езды стали появляться и полноценные профессии, связанные с использованием лошадей.

Ямщик

Ямщики были кучерами на государственной службе, исполняющими ямскую повинность, введённую тогда на Руси. Их задачей были почтовые перевозки, перевозки чиновников и казенных грузов. Ямская повинность никак не оплачивалась и была обязательной для определенных групп лиц.

Вскоре, положение ямщиков улучшилось. Быть ямщиком теперь стало полноценной профессией. Ямщики жили специально возле городов, в «ямских» слободах, и за свой труд получали из казны денежное жалование. К этому времени их перевели в сословие государственных крестьян.

В современном мире ямщиков больше нет, ведь на длинные дистанции проще передвигаться каким угодно видом транспорта, только не конным - для конного даже нет инфраструктуры.
В современном мире ямщиков больше нет, ведь на длинные дистанции проще передвигаться каким угодно видом транспорта, только не конным - для конного даже нет инфраструктуры.

Во время правление Петра I, крестьянин, занимающийся перевозками и не являющийся государственным крестьянином, мог остаться на сезон в определенном городе и заниматься сугубо предпринимательской деятельностью, выполняя частные перевозки.

Извозчик

Если ямщик занимался перевозками между городами, то извозчик перевозил преимущественно людей в конкретном городе. Прямой аналог современного таксиста.

Сначала извозчики перевозили людей в небольших каретах вместимостью в 1-2 человека. А позже стали появляться «конки». «Конка» - это подобие трамвая, только использовалась лошадиная тяга и вместимость не превышала 10 человек.

Постепенно извозчики вместе с лошадьми были заменены электрическими и механическими повозками.

Шорник

Шорник - это специалист по изготовлению конской упряжи. А также сёдел для верховой езды, сбруи, шор и любых других приспособлений для взаимодействия с лошадью. Разве что только подковами занимался кузнец, всё остальное лежало на шорнике.

И всё-таки в современном мире шорное дело сохранилось, пусть и претерпело значительные изменения.
И всё-таки в современном мире шорное дело сохранилось, пусть и претерпело значительные изменения.

Особенность такой работы была в создании приспособлений, способных пропускать воздух, чтобы на закрытом участке кожа лошади тоже могла дышать. В наше время шорное дело осталось, ведь кто-то должен создавать сёдла. Но чаще этим занимаются крупные компании, в которых разные люди создают разные элементы сёдел.

Коновал

Нет, ничего общего с мясником, исходя из названия, эта профессия не имеет! Скорей наоборот. Коновал - это аналог современному ветеринару, который занимался лечением и уходом за больными лошадьми.

В Российской империи коновалы также попадали на государственную службу, но только если они оканчивали специальные учебные заведения или курсы.

Конный почтальон

Для доставки почты также использовались лошади и занимались этим не ямщики и не извозчики, а специальные почтальоны. Кстати, именно благодаря конной почте появились предки пончиков или пышек. Ведь почтальону нужно чем-то питаться в дороге, а чтобы не трогать грязными руками булочку, в ней сделали специальное отверстие.

Пережиток истории сохранился в некоторых языках. Например при дословном переводе с английского языка такого понятия как "post trot" можно получить словосочетание "почтовая рысь". Хотя в России такого термина нет и мы называем это "строевой рысью".
Пережиток истории сохранился в некоторых языках. Например при дословном переводе с английского языка такого понятия как "post trot" можно получить словосочетание "почтовая рысь". Хотя в России такого термина нет и мы называем это "строевой рысью".

За все время использования, лошади стали неотъемлемой частью быта людей. Даже сейчас можно увидеть коней в крупных городах. Лошади активно принимают участие в спортивных соревнованиях, а также в развлекательных мероприятиях.

Ещё больше фактов из истории конного мира можно найти в других наших статьях: