В 1983 году на экраны вышел двух серийный советский фильм «Анна Павлова», который снял Эмиль Лотяну. Через три года вышла пяти серийная версия фильма. Это масштабная постановка, в которой приняли участие известные и начинающие актеры. Что примечательно: иностранных героев в фильме играли иностранцы, среди которых оказался знаменитый режиссер Мартин Скорсезе, на тот момент уже снявший несколько известных фильмов: «Злые улицы», «Таксист» и «Бешеный бык».
Продюсером фильма выступил британец Майкл Пауэлл, который был другом Мартина Скорсезе, поэтому режиссер с удовольствием согласился принять участие в проекте.
- Я тогда гостил в Москве две недели, одну неделю потратил на съемки в фильме «Анна Павлова», ее продюсировал мой друг, который был супругом моей коллеги. Москва мне очень понравилась своей самобытностью и величественностью, - рассказывал потом Мартин Скорсезе.
Эта история началась еще в 1960-е годы, когда молодой режиссер Эмиль Лотяну получил в подарок книгу о русской балерине Анне Павловой. После этого мастер решил снять фильм, эту идею он вынашивал 17 лет.
Утвердить сценарий и бюджет удалось в 1980 году, после чего начался подготовительный период к съемкам фильма с рабочим названием «Божественная Анна». Только на написание сценария ушло полтора года, пришлось перечитать два десятка книг, множество писем балерины и документальных воспоминаний современников Анны Павловой.
Балерина была сложной личностью с переменчивым настроением, множеством творческих идей и большой активностью. Задача Лотяну была представить зрителю живой образ балерины, а не ее картинный «звездный» портрет.
Вот как коллеги описывали кабинет Лотяну во время съемок фильма:
Комната режиссера была заполнена плакатами, фотографиями, эскизами на тему балета. Одна из главных книг, которой руководствовался режиссер – «Анна Павлова» Веры Красовской. Та самая книга, которую ему подарили в середине 60-х.
Сам Эмиль Лотяну говорил, что мечтал об этом фильме много лет, а балерина стала для него образом, который к нему часто приходил во сне.
- После прочтения книги Красовской моим любимым сном стала Анна Павлова – женщина, наделенная неистовым даром. Она жила для танца, языком танца говорила со всем миром, - говорил режиссер.
Актеров на роли подбирали долго, брали тех, кто мог основательно вжиться в образ и понимал концепцию картины. Искали по картотекам киностудий, а также по оперным театрам СССР. Роль Анны после колебаний режиссер отдал Галине Беляевой, которая на тот момент была его супругой. Актриса училась в Воронежском хореографическом училище и имела прямое отношение к балету.
Роль балетмейстера Мариуса Петипа отдали балетмейстера и профессору Ленинградской государственной консерватории Петру Гусеву, которому на момент съемок было почти 80 лет. Солист Московского музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Михаил Крапивин сыграл Вацлава Нижинского, а танцовщика Александра Волинина – балетный артист из Эстонии Тийт Хярт.
В фильме снялись множество советских звезд: Наталья Фатеева, Сергей Шакуров, Игорь Скляр, Светлана Тома, Анатолий Ромашин, Светлана Светличная, Николай Крюков.
Фильм снимался в СССР при участии ГДР, Великобритании, Кубы и Франции. Это позволило привлечь в постановку иностранных актеров, среди которых оказались Джеймс Фокс, Джон Мюррей, Рой Киннер и даже режиссер Мартин Скорсезе – ему досталась роль итальянского оперного импресарио Джулио Гатти-Казацца.
В фильме звучит классическая музыка, а также оригинальные мелодии композитора Евгения Дога. На создание фильма, который в итоге вышел под названием «Анна Павлова», ушло ровно два года. Столько же занял подготовительный период. Фильм выпустили в двух сериях, но материала было снято много, поэтому в 1986 года на экраны вышла версия истории балерины в пяти сериях.
Подписаться на канал «КиноНытик»