Найти в Дзене
КиноМеломан

Тони Айомми. Человек, который выковал металл

Он один из тех музыкантов, которые творили историю. Человек с железной волей и стальным характером. Создатель уникального гитарного звучания, из которого выросли целые направления тяжелой музыки. На его плотный, увесистый саунд и сегодня равняются сотни групп по всему миру. В феврале 2023 года лидеру Black Sabbath, великому Тони Айомми исполнилось 75 лет. Интересно, что в детстве будущий архитектор тяжелого звука вначале даже не помышлял о музыке, а хотел сделать спортивную карьеру. Семья жила в одном из криминальных районов Бирмингема. И чтобы постоять за себя, маленький Тони занимался боевыми искусствами. Освоил каратэ и дзюдо, записался в секцию бокса. И собирался идти по этому пути дальше. Это сегодня мы знаем Тони Айомми как невозмутимого на сцене, сосредоточенного на своей игре гитариста. А в юности он был тем еще сорвиголовой. И любил показывать свое физическое превосходство над дворовой шпаной. Забавно, что Тони учился в одной школе с Оззи Осборном. Но никакой дружбы между ними

Он один из тех музыкантов, которые творили историю. Человек с железной волей и стальным характером. Создатель уникального гитарного звучания, из которого выросли целые направления тяжелой музыки. На его плотный, увесистый саунд и сегодня равняются сотни групп по всему миру. В феврале 2023 года лидеру Black Sabbath, великому Тони Айомми исполнилось 75 лет.

Интересно, что в детстве будущий архитектор тяжелого звука вначале даже не помышлял о музыке, а хотел сделать спортивную карьеру. Семья жила в одном из криминальных районов Бирмингема. И чтобы постоять за себя, маленький Тони занимался боевыми искусствами. Освоил каратэ и дзюдо, записался в секцию бокса. И собирался идти по этому пути дальше.

Это сегодня мы знаем Тони Айомми как невозмутимого на сцене, сосредоточенного на своей игре гитариста. А в юности он был тем еще сорвиголовой. И любил показывать свое физическое превосходство над дворовой шпаной. Забавно, что Тони учился в одной школе с Оззи Осборном. Но никакой дружбы между ними тогда не было и в помине. Напротив, они состояли в противоборствующих группировках. И Оззи от Тони часто доставалось. В Осборне его тогда очень раздражал тоненький писклявый голосок.

-2

Первую любовь к музыке Тони привил его дедушка по материнской линии – владелец магазина мороженого. Он не только угощал внука сладостями, но и снабжал пластинками с музыкой, которую любил сам. Но в юные годы Тони было куда интереснее носиться по улицам, чем сидеть дома перед проигрывателем.

Музыкой он увлекся позже. Отец его постоянно третировал, считал пустым местом. И чтобы доказать отцу, что тоже чего-то стоит, Тони начал осваивать музыкальные инструменты. Вначале хотел научиться играть на барабанах. Но в доме не было места для ударной установки. Да и родители от этой идеи оказались не в восторге. Тогда Тони выбрал гитару. Первый инструмент ему купила мама, взяв для этой цели кредит.

Играть он учился самостоятельно. Слушал много инструментальной музыки, снимал ее на слух. Потом начал оттачивать свои навыки в местных любительских группах. Сложно сказать, как бы сложилась музыкальная карьера самого Тони, и какой бы была тяжелая музыка сегодня, если бы не нечастный случай на производстве.

-3

Свое хобби Айомми совмещал с тяжелой физической работой – трудился сварщиком на литейном заводе. И вот в одну из смен начинающий музыкант получил травму правой кисти и повредил фаланги среднего и безымянного пальцев. А поскольку он был левшой, то долго сомневался, сможет ли он после этого вообще играть на гитаре. Погрузился в депрессию, начал терять веру в себя. Однако управляющий того самого завода принес ему пластинки французского джазиста-виртуоза Джанго Рейнхарда. Музыкант играл на гитаре всего двумя пальцами. И Айомми очень вдохновился этим примером.

Он не стал переучиваться играть правой рукой. Вместо этого расплавил стальные крышки от бутылок и сделал себе наперстки. Однако это не решило проблему. Тони не мог контролировать зажим струны. Тогда он изготовил себе наперстки из старой кожаной куртки. Но и в них игра на гитаре больше походила на пытку.

-4

В итоге Айомми придумал собственную уникальную систему извлечения аккордов. Научился играть мизинцем и стал использовать квинт-аккорды, которые придавали звучанию гитары особую плотность и мощь. Так появился тот самый фирменный звук Black Sabbath, заложивший фундамент для развития тяжелой музыки на много лет вперед.

Интересно, что вначале Тони был категорически против кандидатуры Оззи Осборна в качестве вокалиста группы. В памяти еще были свежи школьные разборки. Но вскоре понял, что лучшей кандидатуры на тот момент им не найти. Зловещий вокал Оззи идеально вписывался в их музыку. Альбомы, записанные с Оззи Осборном, до сих пор считаются классикой Black Sabbath.

-5

Но именно Тони Айомми всегда был основным творческим мотором группы. Бывало, что он оставался единственным музыкантом из классического состава команды. Но упорно продолжал тащить на себе бренд, меняя вокалистов, музыкантов, продюсеров. Словно бы воплощал в жизнь принцип: Black Sabbath состоятся при любом составе.

История легендарной группы завершилась красиво. Воссоединением, выпуском нового альбома и прощальным мировым турне. Достойный финал великой группы. А дальше каждый из участников занялся собственными проектами, пересекаясь лишь эпизодически. Лично мне приятно было услышать риффы Тони на последнем альбоме Осборна Patient Number 9.

Можно научиться играть как Джимми Пейдж или Ричи Блэкмор. Довести свою технику до совершенства, стать шредером-виртуозом. Но нельзя придумать дважды один и тот же звук. То самое уникальное звучание неподражаемого Тони Айомми.

Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты приветствуются.