На отечественной рок-сцене «Браво» – коллектив в каком-то смысле уникальный. В отличие от своих коллег по жанру эта группа никогда не боролась с режимом. Не была замечена на баррикадах и прочих маршах несогласных, которые так любят наши престарелые бунтари. Безусловно, музыканты группы имеют свою гражданскую позицию и высказывают ее в своих интервью. Но это никак не влияет на творчество.
Все эти годы коллектив занимается своим прямым делом – двигает рок-н-ролл в массы. Делает его таким, каковым он и должен быть. Драйвовым, энергичным, позитивным. «Браво» и сегодня является самой рок-н-ролльной командой страны, а по части концертной энергетики легко уделывает многих коллег по сцене, чему лично я не раз был свидетелем.
Идейный вдохновитель коллектива Евгений Хавтан к моменту создания группы в музыке был далеко не новичок. Он окончил музыкальную школу по классу гитары. А первый электроинструмент ему подарила мама. Как позже вспоминал Хавтан, на этой гитаре он впоследствии сыграл лучшие хиты «Браво».
Навыки гитариста Евгений оттачивал в коллективе под названием «Постскриптум», где помимо него, играли Гарик Сукачев, Сергей Бритченков и Павел Кузин. Через некоторое время Хавтан с Кузиным решили сколотить собственную команду. За основу они взяли ретро-стилистику – рок-н-ролл и рокабилли 50-60-х годов. Долго не могли найти вокалистку. Но однажды на прослушивание пришла яркая барышня. Назвалась Иванной Андерс. Своими потрясающими вокальными данными она сразила парней наповал.
Вскоре в команду подтянулись и другие музыканты. Подруга Иванны предложила название, подходившее к стилистике коллектива – «Браво». Под ним зимой 1983 года они и выпустили свой первый магнитоальбом, быстро разошедшийся по рукам. К слову, к созданию первых хитов группы приложили руку бывшие коллеги из «Постскриптума». Помните? «Он пропоет мне новую песню о главном. Он не пройдет, нет, лучистый, зовущий, славный, мой белый день». Текст этой замечательной песни написал Игорь Иванович Сукачев.
А потом случился скандал. На их подпольный концерт явились стражи правопорядка, и всю честную компанию доставили в отделение милиции. И если парни отделались легким испугом и объяснительными, то Иванне досталось всерьез. Оказалось, что настоящее имя барышни – Жанна Агузарова. У нее не было московской прописки, и обнаружились проблемы с паспортом. Девушку на несколько месяцев выслали из столицы.
Забавно, не правда ли? Музыканты, реально пострадавшие от властей, никогда не выступали против страны. Наоборот, создавали позитивные, жизнеутверждающие вещи. А все их творчество буквально пропитано позитивом. Песни говорят о том, что все мы живем в самой лучшей стране в мире. Помните старый хит? «Меня ты поймешь. Лучше страны не найдешь». Как бы ни давили внешние обстоятельства, всегда нужно верить в лучшее. И это действительно так.
После возвращения Жанны Агузаровой карьера группы резко пошла вверх. Знакомство с Аллой Борисовной Пугачевой, выступление в передаче «Музыкальный ринг», фестивали, зарубежные гастроли, официальная пластинка на «Мелодии» – казалось, все у ребят складывалось хорошо. Только Агузарова уже тогда оказалась барышней не от мира сего. Видать, правду говорят, женщина на корабле – быть беде. Певица почувствовала себя звездой, стала скандалить с другими музыкантами. На гастролях требовала отдельный автомобиль. А потом отправилась в сольное плавание. И мыслями окончательно улетела в космос. Творческая биография Агузаровой достойна отдельной публикации.
После ухода Жанны в «Браво» началась чехарда с солистами. Место за микрофонной стойкой занимали Анна Салмина, с которой был записан хит «Король Оранжевое лето», затем Татьяна Рузаева. Потом солистом группы ненадолго стал певец Евгений Осин. Но, пожалуй, самый большой удачей для группы стал приход вокалиста и композитора Валерия Сюткина. Именно с его появлением коллектив отточил, наконец, свой фирменный стиль. Музыканты стали самыми настоящими «стилягами из Москвы».
Забавно, что до прихода в группу Валерий носил роскошную длинную шевелюру, которую вначале никак не хотел состригать. Его внешний вид совершенно не соответствовал ретро-стилистике коллектива. Однако в клипе «Вася» певец предстал уже с новой стрижкой, которая ему очень шла. Годы с Валерием Сюткиным считаются золотым периодом «Браво». За пять лет вместе с ним команда записала три альбома, которые стали классикой отечественного рока.
Когда в группу пришел Роберт Ленц, поклонники разделились на два лагеря. Одни, как водится, требовали вернуть Сюткина. Другие отнеслись к новичку с интересом. Как бы то ни было, история группы продолжилась. Лично мне песни с Робертом нравятся ничуть не меньше (а некоторые даже больше), чем с Сюткиным.
А начиная с альбома «Евгеника» Хавтан вдруг запел сам. Получилось настолько здорово, что этот эксперимент продолжился и в следующих работах группы. Более того, на альбоме «Навсегда» Евгений Хавтан вообще стал ведущим вокалистом, и все песни спел самостоятельно. Лично я не понимаю, зачем «Браво» все эти годы вообще были нужны приглашенные солисты. С такими вокальными данными Евгений прекрасно и сам справляется с обязанностями певца. И мы наверняка еще услышим новые песни с его вокалом.
Несколько раз мне доводилось бывать на концертах «Браво». Правда, это были не сольные их выступления, а сборные шоу. Каждый раз группу почему-то ставили в самое начало. Главными же героями были то «Сплин», то «Мумий Тролль», то другие молодежные команды. И каждый раз организаторы попадали впросак. Ибо «Браво» давали такого концертного угара, после которого «хэдлайнеры» выглядели очень бледно, значительно уступая москвичам и по энергетике, и в мастерстве. Стиляги из Москвы по-прежнему сеют разумное, доброе, вечное. А их зажигательные песни остаются вне времени.
Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты, комментарии приветствуются.
#рок #музыка #браво #жанна агузарова #евгений хавтан #валерий сюткин #роберт ленц