Молодой Орсон Уэллс снял свой главный фильм «Гражданин Кейн» в 1941 году. Кинематографу еще далеко до 50-летия, но уже активно используются цитаты, намеки, аллюзии на фильмы предшественников. Кинокритики Чарльз Хайем и Роберт Л. Кэрринджер отметили несколько картин, которые вдохновили Орсона Уэллса на создание великолепного замка для своего противоречивого героя.
Но сначала небольшая цитата. В 1946 году Жорж Садуль в своей «Всеобщей истории кино» писал о Ксанаду и Чарльзе Фостере Кейне так:
В действительности Кейн – выдуманный герой, взятый из окружающего его мира и заключенный под конец жизни в пустую и шумную суету замка Ксенеду – замка, загроможденного музейными предметами, подобно тому как фильм загроможден отзвуками самых разнообразных произведений.
Поэтому здания, способные стать гипотетическим домом, дворцом, крепостью, мемориалом и одновременно склепом для Кейна, тоже выдуманные: это плод безграничной фантазии выдающихся режиссеров и художников кино.
Например, художников студии Уолта Диснея, работавших над первым полнометражным фильмом студии «Белоснежка и семь гномов» (1937). Волшебный замок Белоснежки, расположенный на возвышенности и вынесенный на афишу, своими острыми устремленными ввысь башнями очень напоминает вотчину Кейна.
Еще одной отсылкой кинокритики называют эпизод «Падение Вавилона» из грандиозного немого фильма Д. У. Гриффита «Нетерпимость» (1916). Тот же размах, избыточность декора и немыслимые расходы.
Эстетичные интерьеры, которые Уэллс снимал в студийных декорациях, вдохновлены обстановкой, окружавшей Марию Стюарт в историческом фильме Джона Форда «Мария Шотландская» (1936).
И хотя приключения бывшей королевы разворачиваются в XVI веке, а «Гражданин Кейн» - в веке XX, эстетика Шотландии – суровая, холодная, но преображенная грамотной работой художника-постановщика, - определенно оказала влияние на пространственное и декоративное решение в фильме Уэллса. Сравните, например, камины в обоих фильмах: декор отличается, но какой масштаб!
Кстати, о художнике. И на «Марии Шотландской», и на «Гражданине Кейне», снятым на студии RKO Radio Pictures, работал выдающийся художник-постановщик Ван Нест Полглейз, архитектор и дизайнер интерьера по образованию. Хотя и не он один: Полглейза записывали в титры как арт-директора, но надо понимать, что над фильмом работала большая группа профессиональных художников и дизайнеров.
Конечно, этими примерами не ограничивается список прототипов для Ксанаду. Реальных построек, которые сегодня, что неудивительно, считаются архитектурными достопримечательностями, намного больше. О них мы поговорим отдельно. Не переключайтесь!